марина изотова
Конспект занятия «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности «Посуда», для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Публикация «Конспект занятия „Посуда“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная (совместная деятельность педагога с ребенком,
самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы: проблемные ситуации, проблемные диалоги, игровое упражнение, беседа, пальчиковая гимнастика, имитационные упражнения, экспериментирование, дидактические игры, моделирование, проблемные и поисковые вопросы.
Материалы, оборудование: разнообразная посуда; бутафорские продукты; книги со сказками; оборудование для проведения опытов; схематическое изображение чайного сервиза, разрезные картинки; коробка для посуды.
Цель: развитие познавательного интереса и познавательной активности воспитанников в процессе формирования знаний о посуде.
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать представление воспитанников о посуде, её разнообразии, свойствах и назначении;
- обогащать и активизировать словарный запас по теме «Посуда»;
- формировать умение использовать в речи описательные прилагательные и согласовывать их в роде, числе, падеже;
- формировать коммуникативные навыки, умение давать оценки и высказывать своё мнение.
2. Развивающие:
- способствовать развитию самостоятельной поисковой деятельности;
- развивать любознательность и творческую активность;
- развивать способность наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям;
- способствовать умению детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, скоро в нашем детском саду пройдет конкурс «Знатоки посуды», давайте подумаем, что нового нам надо узнать, чтобы подготовиться к конкурсу. Мы с вами уже что-то знаем про посуду. Но многого и не знаем. Не знаем историю возникновения посуды, из чего сделаны и как делают чашки, тарелки, сковородки и многое другое.
Воспитатель: Давайте подумаем, где можно найти информацию про посуду?
Предполагаемые ответы детей : Можно спросить у взрослых, прочитать в книгах, в интернете, посмотреть фильмы, посмотреть в магазине разную посуду и т. д.
Предполагаемы вопросы воспитателя: Что можно узнать и увидеть в магазине? О чем мы спросим взрослых? Как вы думаете, есть ли такие фильмы, где показывают, как делать посуду? А разве могут быть книжки о посуде?
Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята! Тогда я предлагаю сначала обратиться к книгам. Мы с вами много читали сказок, так назовите сказку, в которой упоминается про посуду. Вот вам подсказки.
Игровое упражнение «Угадай сказку»
Воспитатель раздает книги, дети определяют названия и подбирают к ним силуэты посуды, о которой упоминается в произведении.
(«Умная галка» - кувшин; «Дудочка и кувшинчик» - кувшинчик, кружка, чашка, блюдце; «Три медведя» - миски, ложки; «Лиса и журавль» -кувшин, тарелка, «Муха-цокотуха» - самовар; «Вот какой рассеянный» - сковорода; «Федорино горе» - вся посуда).
Воспитатель: В нашем детском саду есть музей посуды. Как вы думаете, он нам поможет найти нужную информацию?
Воспитатель с детьми подходят к полочкам с посудой.
Воспитатель: Мы в музее. Здесь много разных предметов. Эти предметы называются экспонатами. Музей хранит историю посуды. Вот здесь полочка с очень интересной посудой (рассматривают глиняный горшок, миска, плошка, тарелка).
Воспитатель: Мы с вами привыкли кушать каждый из своей тарелки, но в древние века люди не имели понятия об индивидуальной посуде. Давно, когда еще не было тарелок, люди пищу клали на большие куски очень твердого хлеба, которые за время обеда пропитывались маслом. Потом хлебные тарелки съедали. А жидкая пища наливалась в большую миску (широкую и глубокую чашку, из которой ела вся семья, по очереди зачерпывая ложками суп или кашу.
Давайте представим, удобно ли кушать одновременно из одной большой миски всем членам семьи. Вот большая миска. Где ваши ложки, покажите. Ну-ка, попробуем!
Имитационное упражнение
Дети и воспитатель имитируют движения процесса еды из одной миски.
Воспитатель: Поели? Удобно ли кушать таким способом? А как удобнее? (Ответы детей : когда у каждого своя тарелка).
Воспитатель: Теперь пойдем по музею дальше. Как называется этот предмет? (Ответы детей : горшок.) Правильно! Главной кухонной и столовой посудой длительное время был керамический горшок. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, хранили крупы, муку, масло. Горшки были самые разные - от огромного, который вмещал в себя несколько ведер жидкости, до маленького горшочка на один стакан. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол.
Глиняная посуда не боялась огня, воды и солнца, но часто кололась от пользования. Я знаю весёлое стихотворение про то, как ребята мыли глиняную посуду. Повторяйте все движения за мной.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары ладоши.
Мы посуду перемыли : Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары в ладоши.)
Воспитатель: В природе встречается разная глина: красная, на вид - более тяжелая, посуда из красной глины называется керамическая. Большинство посуды в вашем доме и детском саду сделаны именно из керамики. Белая глина легкая, очень чистая и посуда из неё называется фарфор. Чайная и столовая посуда из фарфора красивая. На вид - фарфор очень хрупкий и тонкий.
Так что тяжелее: фарфор или керамика? (Ответы детей.) А, может быть, тяжелее фарфор? Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Дети высказывают предположения.) Конечно, ребята, самый верный и точный способ – это взвесить наши кружки.
Опыт: Используя чашечные весы сравнение кружек: керамической и фарфоровой по весу - что легче, а что тяжелее. Дополнительно сравнить толщину кружек и сравнить на прочность.
Делаем вывод: фарфор легче, керамика тяжелее; фарфор хрупкий и тонкий, керамика более прочная.
Воспитатель: Прошло время и люди стали делать чугунные горшки. Они долго держат тепло, сохраняют вкус продуктов и отлично подходят для приготовления в печи или духовке. А сейчас наиболее распространенной является посуда из легкого металла – алюминия. Она имеет красивый серебристый цвет, очень прочная, легкая, хорошо моется. Из алюминия изготавливают кастрюли, ложки, сковородки и др.
Воспитатель: Мы переходим с вами к следующей полочке. Посмотрите и скажите, из чего сделана эта посуда?
Дети: Эта посуда сделана из стекла.
Воспитатель: А вы знаете, откуда берется стекло? Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким, а из жидкого стекла можно выдувать разные формы.
Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму, а охлажденное стекло сохранит ее.
Проводится опыт с гелиевыми мыльными пузырями. Дети выдувают шарики, воображают себя стеклодувами, они не лопаются, держат форму какое-то время.
Раздается звук бьющейся посуды.
Воспитатель: Ребята, что это за звук, как вы думаете? Вы считаете, что это звуки разбитой посуды? Давайте пройдем и посмотрим, что случилось с экспонатами нашего музея.
Дидактическая игра «Склей разбитую посуду»
На столах лежат 3 мешочка с разрезанными картинками посуды. Воспитатель: Ребята, давайте поможем сотрудникам музея склеить разбитую посуду.
Дети делятся на три подгруппы. Задача: собрать пазлы, классифицировать посуду по назначению : чайная, столовая, кухонная.
Воспитатель (обращается лично к кому-то из детей) : Почему посуду называют чайной? Какую чайную посуду ты склеил? Для чего предназначен этот предмет?
Ответы детей : Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, чайник.
Воспитатель: Как называется посуда, в которой подают обед, ужин? (Столовая.) Какие предметы столовой посуды на картинке ты знаешь? (Тарелки, супница, салатник.) Как ты считаешь, как называется посуда, которую используют для приготовления и хранения продуктов? (Кухонная посуда.) Назови, что у тебя изображено на картинке?
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь лежит коробка. Как вы думаете, что находится в этой коробке? Здесь есть схема, она подскажет, что внутри.
На схеме изображена модель чайного сервиза (6 чашек и чайник)
Ответы детей : Чайный сервиз.
Воспитатель: А почему вы так решили? Может быть, это шесть кастрюль и сковорода! Давайте проверим. (Раскрывают коробку.) Молодцы, правильно сказали! Как вы думаете, почему это чайная посуда называется сервиз? Сервиз - это комплект посуды одного назначения на несколько человек с одинаковым рисунком и формой. Скажите, какие бывают сервизы по назначению?
Воспитатель помогает детям ответить на вопрос.
Воспитатель: Правильно, если необходимо накрыть стол для чая – это чайный сервиз, для обеда - столовый (или обеденный) сервиз, для кофе - кофейный сервиз.
Воспитатель: А теперь пора и поиграть.
Игра-эстафета «Наполни чайник»
Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии. Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник.
Побеждает команда, которая первой выполнит задание.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте отдохнем. Я предлагаю Вам попить чайку.
Имитационное упражнение
Дети садятся на ковер. Имитируют чаепитие.
Воспитатель: А зачем вообще нужен чайник? Можно ли его заменить другим предметом? Например, кастрюлей, чашкой или еще чем-нибудь? Почему? Чем это будет неудобно? Что хорошего в чайнике? А из чего сделан чайник? Бывают ли стеклянные чайники, почему? А бумажные? А деревянные? Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумажном, из ткани, деревянном) чайнике?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит вот в этой коробке, вы не желаете примерить фартуки и колпаки? Посмотрите друг на друга: были вы ребята, а стали – поварята!
Наряжаются и подходят к столу. Воспитатель – повар встречает поварят.
Физминутка
Точим нож! Точим нож! Будет он хорош.
Будет резать он припасы: масло, сало, хлеб, колбасы.
Помидоры, огурцы….
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять, наклониться вправо, влево
И беритесь все за дело!
Воспитатель: Ребята, посмотрите: вот на этом столе есть посуда (посуда настоящая). А на подносе - продукты (продукты бутафорские). Помогите мне разложить продукты по назначению.
Дидактическая игра «Куда, что положим?»
Дети: Хлеб положим – в хлебницу, салат положим – в салатницу, конфеты положим – в конфетницу, бутерброды - в бутербродницу, селедку - в селедочницу, сахар – в сахарницу, торт - в тортницу.
Заключительная часть
Воспитатель: Очень хорошо! Быстро справились! Давайте с вами вспомним, где мы были, что видели, кому помогли. (Ответы детей). Как вы думаете, мы готовы к участию в конкурсе «Знатоки посуды»? Я тоже думаю, что готовы. А сейчас нам пора возвращаться в свою группу.