Дарья Скопцова
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков Р и Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- сравнение, различение и правильное произнесение звуков Р и Л на материале звуков, слогов, слов и фразы;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
- понимание предложно-падежных конструкций,
- формирование умения запоминать инструкцию и следовать ей.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
Публикация «Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы „Дифференциация звуков [Р] и [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развитие кратковременной памяти;
- развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
- формирование навыков самоконтроля.
Оборудование:
Картинки к каждому заданию, лужи, две платформы, поезд с вагончиками.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л. : Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д. : Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л. : Какой первый звук во всех названных словах?
Д. : Звук Л.
Л. : Правильно, а теперь, посмотрите:
Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л. : Какой первый звук во всех этих словах?
Д. : Звук Р.
Л. : Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
2. Основная часть
Л. : Звук Л – гласный или согласный?
Д. : Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л. : Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д. : Язычок упирается в верхние зубы.
Л. : А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. Согласный.
Л. : Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д. : Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л. : Что общего между этими звуками? чем они отличаются?
Д. : Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка, язык дрожит, при Л – нет.
Л. : Молодцы! В путь! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько луж! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
Первая лужа:
Л. : Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л :
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Л. : Кто ни разу не ошибся?
Перепрыгивайте.
Вторая лужа:
Л. : Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Л. : Кто самый внимательный?
Третья лужа:
Л. : Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Л. : Кто справился без ошибок?
Четвертая лужа:
Л. : Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.
Перепрыгивайте.
Пятая последняя лужа:
Л. : Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово (на материале картинок).
Лак - Рак Лама - Рама Лука - Рука Ложки - Рожки Ложь - Рожь
Жалко-Жарко Игла - Игра
Перепрыгивайте.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Л. : А теперь попробуем отгадать загадки.
• Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)
• Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
• Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
• Без рук, без ног ползет. (Червяк.)
Л. : Идем дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Перед вами две платформы, одна – для слов со звуком Л, другая – для слов со звуком Р. У вас у каждого по 2 картинки. Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол. Подумайте и разложите их по платформам.
Л. : Кто ни разу не ошибся? Молодцы!
Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. (Возьмите свою картинку с платформы). Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.
Выберем картинки, которые начинаются на звук Л…А теперь – которые начинаются на звук Р и поместим эти картинки в первый вагончик, потому что наши звуки находятся в начале слова.
Л. : Все справились с заданием?
А сейчас найдем картинки, где звук Л в середине слова…А теперь – где звук Р в середине слова и поместим эти картинки во второй вагончик, потому что наши звуки находятся в середине слова.
Л. : Кто справился с заданием без ошибок? Хорошо!
Обратим внимание на те картинки, которые у вас остались. Где находится звук Л в этих словах?
Д. : Слова заканчиваются на этот звук.
Л. : А где находится звук Р….?
Д. : В конце слова.
Л. : Следует, эти слова мы поместим в третий вагончик.
Всё правильно.
Л. : Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Травинка ползет по муравью.
3. Итог занятия.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?
- Какие трудности встречались на вашем пути, что вам было тяжело?
- А что понравилось, с чем вы легко справились?
- Есть ли у нас такие ребята, которые самостоятельно выполнили все задания и ни разу не ошиблись?
- С кем вы поделитесь новыми знаниями?
Литература:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / под. ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : Детство- Пресс, 2017. – 544 с.