Дарья Ляпустина
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация звуков [Т]-[Т’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Игоревна, и сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну звуков. Вместе с нами в это путешествие хотят отправятся мальчик Толя и девочка Тина. Возьмём их с собой? Они будут нам помогать и давать интересные задания. Давайте покажем Толе и Тине, какие мы дружные, внимательные и старательные.
2. Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастика.
- Для начала немного разомнёмся.
- Открываем зеркала, начинаем артикуляционную гимнастику:
-Улыбка
- Заборчик
- Улыбка
- Заборчик
- Хоботок
-Окошечко
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте „Дифференциация звуков [Т]-[Т’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Хоботок
- Лошадка (придерживаем подбородок рукой)
- Грибок
- Парус
- Горка
Молодцы!
- Толя и Тина в путешествие взяли своих друзей - смайликов, давайте же с ними познакомимся:
- Что делает этот смайлик? (улыбается)
- А как вы умеете улыбаться? Покажи мне, пожалуйста.
- Умнички. У вас очень красивые улыбки
-Что делает этот смайлик? (грустит)
- Давай мы с вами тоже погрустим.
- Следующий смайлик, что он делает? (злится)
- Давай представим, что кто-то сломал вашу любимую игрушку. Как вы разозлитесь, покажите мне. Молодцы.
- И последний смайлик, что же он делает? (удивляется)
- Как вы умеете удивляться? Молодцы.
Убираем зеркала.
- Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?
- А мы с вами отправим с вами отправим на поезде.
- Какой звук у нас издаёт поезд, когда движется? (чух-чух-чух)
- Молодцы! Вы готовы отправиться в путешествие? Сначала наш поезд разгоняется, мы медленно произносим чух-чух-чух, затем наш поезд едет всё быстрее, и мы быстро-быстро произносим чух-чух-чух. Ту-туу! Приехали.
3. Объявление темы занятия.
- Вы не забыли, что с нами в путешествие пошли мальчик Толя и девочка Тина? Как вы думаете, в чем разница первых звуков в их именах? Есть звуки твёрдые, а есть мягкие. У кого в имени первый звук твёрдый, у Тины или у Толи? А мягкий?
Итак, ребята, мы с вами приехали в страну звуков [Т] и [Т’].
4. Анализ артикуляции звука.
- Когда мы с вами произносим звук [Т] у нас губы улыбаются или хоботком? Зубы близко или далеко? Язычок чашечкой или парусом? Голос работает?
Молодцы.
- А когда мы произносим звук [Т’] – у нас губы в улыбке или хоботком? Зубы близко или далеко? Язычок чашечкой или горочкой? Голос работает?
Молодцы.
5. Характеристика звука
- Давайте теперь вспомним и дадим характеристику нашим звукам.
- Звук [Т] у нас согласный или гласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий? Почему? Если звук [Т] у нас твёрдый, значит каким мы цветом его обозначаем?
Хорошо.
- А звук [Т’] у нас согласный или гласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий? Почему? Если звук [Т’] у нас мягкий, значит каким мы цветом его обозначаем?
Молодцы.
6. Развитие мелкой моторики.
- Сейчас мы разомнём наши пальчики и ручки.
- Ехал, ехал паровоз
(руки сцеплены в «замок» и выполняются вращательные движения)
Зацепил вагон, повёз.
(сцепить указательные пальцы)
- Ехал, ехал паровоз
(руки сцеплены в «замок» и выполняются вращательные движения)
- Остановка.
(кулаком ударить по ладони)
- А на улице мороз.
(тереть руки друг о друга и дуть на них)
Хорошо.
7. Знакомство с буквой, ее печатание.
- Посмотрите пожалуйста на доску. (висит картинка с изображением буквы Т).
- Скажите, из скольких элементов состоит буква Т?
Давайте пропишем букву в воздухе, повторяйте за мной. А теперь кто хочет написать на доске букву Т?
8. Динамическая пауза.
- Вы, наверное, устали? Давайте сделаем немного разомнёмся.
9. Формирование фонематического слуха.
- В ваших корзиночках лежат зелёные и синие квадратики. Достаньте их. Я вам буду называть звуки, когда вы услышите твёрдый звук [Т] – поднимайте синий квадратик, а когда мягкий звук [Т’]- зеленый.
[м-н-т’-с-л-т-п-н-о-т’-а-т-у-т’]
- Какие вы внимательные, молодцы. Убираем квадратики.
- Ребята, Толя и Тина поехали в своё путешествие с рюкзачками, но, когда собирались, перепутали их содержимое. Давайте поможем Толе и Тине? Я вам сейчас раздам картинки, Толе в рюкзачок мы кладём только слова, в которых звук твёрдый звук [Т], а Тине мы кладём только слова, в которых есть звук мягкий звук [Т’]. Когда кладём в рюкзачок карточку, мы говорим фразу, например: «торт, для Толи».
зонт телефон
таз тигр
молоток лебедь
туфли котёнок
танк телевизор
тарелка ботинки
стул платье
стол утёнок
Молодцы!
10. Закрепление звук в слогах, словах, предложениях с параллельным формированием фонематического восприятия. Печатание речевого материала в тетрадях.
- Сейчас открывайте свои тетради мы с вами будем составлять схемы слов. Первое слово «туфли». У вас в тетради карандашом расчерчены квадратики. Раскрашивайте их в соответствии со звуками в слове (согласный твёрдый -синий цвет, согласный мягкий – зеленый цвет, гласный – красный цвет). Итак, слово «туфли», какой первый звук? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Значит каким цветом раскрашиваем? Следующий звук. Сколько всего звуков в слове? Ниже под схемой у вас линия. Отметьте, где находится звук [Т] – в начале, середине или конце слова.
Хорошо.
Теперь давайте посчитаем, сколько слогов в слове паук. (лодошками – 2). Значит сколько мы должны провести линий? (1) Ниже у вас есть ещё одна полосочка, проведите на ней эту линию. Какой слог у нас ударный? Поставьте ударение.
- Теперь точно так же разбираем слово «ботинки». Определяем какой 1 звук, какой 2 и тд. Я буду подходить и проверять. Кто первый правильно сделает – пойдёт к доске.
Хорошо.
Убираем все карточки, и каждый ряд придумает предложение со своим словом и составляет схему предложения.
1 ряд – слово туфли. (Тина надела туфли)
2 ряд – слово ботинки. (Толя вчера купил ботинки)
Молодцы. Убираем всё в корзиночку, открываем тетрадь и прописываем букву Т.
11. Итог занятия.
- Итак, ребята, в страну каких звуков мы с вами сегодня путешествовали? Какие звуки изучали?
[Т] и [Т’].
- В каком у нас положении губы, когда мы произносим звук [Т]? Хоботком или улыбочкой? Зубы находятся близко или далеко? Язычок чашечкой или парусом? Голос работает?
Молодцы.
- Звук [Т] согласный или гласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?
Хорошо.
- В каком у нас положении губы, когда мы произносим звук [Т’]. Хоботком или улыбочкой? Зубы находятся близко или далеко? Язычок чашечкой или горочкой? Голос работает?
Молодцы.
- Звук [Т’] согласный или гласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?
12. Оценивание работы детей.
Ребята, спасибо вам большое за наше путешествие, у вас было хорошее поведение, на занятии вы активно отвечали, поэтому получаете наклейки.
13. Домашнее задание
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Обвести картинку синим карандашом, если звук в слове твёрдый, зелёным карандашом – если мягкий. Нарисовать линию, и отметить, где стоит звук в начале, середине или конце слова.