Татьяна Чумичева
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшего возраста «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи «Звуки Б,Бь. Буква Б»
Цель: развитие речи и формирование элементов грамоты у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепление правильного чёткого произношения звуков Б (Б’).
2. Анализ артикуляции звука Б (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшего возраста „Звуки [Б]-[Б’], Буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
2. Знакомство с буквой «Б».
3. Развитие фонематического восприятия (выделение звуков Б (Б’) из ряда звуков, слогов и слов, дифференциация твердых и мягких звуков Б-Б’, определения места звука в слове, понимание смыслоразличительной роли фонемы).
4. Закреплять умение употреблять существительное в нужном падеже.
5. Практическое усвоение рода существительных. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
6. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов.
7. Чтение прямых открытых слогов с буквой Б.
8. Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления.
Ход занятия:
Приветствие.
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Организационный момент:
Хоровое чтение стихотворение с кинезеологическими упражнениями.
Месяц март и тает снег,
Ручейки пустились в бег,
Солнце ласковей и выше,
Капают сосульки с крыши.
В гости к нам пришла она,
Красна-девица весна.
Учитель-логопед : А теперь послушайте вот такие весенние слова: март, почка, капель, травка, солнце -какой первый звук в этих словах.
Дети присаживаются за столы.
Учитель-логопед : весной прилетают птицы. Они рады вернуться, и поют на все голоса Я услышала, как одна из птиц произносила, пела вот такие звуки.
Догадаетесь?
Учитель-логопед показывает гласные звуки по артикуляцией, дети отгадывают.
Учитель-логопед : Какие это звуки? Гласные. Почему? Какими символами мы их обозначаем?
А теперь запишем песню птички.
Фонетический диктант.
Дети пишут символы под диктовку учителя логопеда (слуховой диктант). Один ребенок у доски.
Учитель-логопед :Дети, вчера к нам кто-то приходил в гости. Необычный мальчик-кукла, который живет в сказке с папой Карло. Помните?
Конечно. Это Буратино. А с каким звуком он Вас познакомил?
Со звуком Б.
Он и сегодня к Вам пришел поиграть. Поиграем?
Характеристика звука [Б].
Учитель-логопед :Давайте дадим характеристику звуку Б.
Звук Б -согласный, звонкий, твердый.
Повтори, не ошибись: ба-бы-бу, бу-бэ-ба и т. д.
А теперь игра поменяй слоги местами: ба-бу, бы-ба, бо-бу и т. д.
Назови слова со звуком Б в начале слова : банка, батон, банан, барабан, бутылка, будка, Буратино, баня.
Учитель-логопед :О каком предмете ты скажешь МОЙ, он мой? (банан, бык, батон)
О каком предмете ты скажешь МОЯ, она моя? (бочка, банка, бабочка)
Молодцы. Ну что же, разомнемся вместе с Буратино, и сделаем артикуляционную гимнастику.
Биоэнергопластика под музыку (артикуляционная гимнастика)
Под музыку (песенку Кота Базилио и Лисы Алисы)
Дети садятся на стулья на ковре.
Учитель-логопед :Давайте изменим звук Б, произнесем его мягко. Бь,Бь,Бь.
Характеристика звука [Бь].
Дадим характеристику звуку Бь : согласный, звонкий, мягкий.
Учитель-логопед : Поиграем: покажи, не ошибись. Учимся отличать звук Б и Бь. (кисточка или кулачок). Звуки : б,бь,бь,б,б. Слоги: ба, би, бу,бе,бя,бэ, бю,бы. Слова: батон, букет, бегемот, баня, билет, Буратино, банан, берет.
Под песенку из кинофильма про Буратино дети садятся за столы.
Дети присаживаются за столы.
Учитель-логопед :Достаньте зеленый и синий квадратики и возьмите схему слова.
Дифференциация звуков [Б] и [Бь].
Игра определи какой звук в начале слова : билет, банан, букет, бегемот, берёза.
В середине слова: обезьяна, кабан, каблук, кубики.
Молодцы!
Физкультминутка.
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
Знакомство с буквой.
Выставляются заглавная буква Б, б.
Учитель-логопед :
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано.
На что похожа буква Б? Картинка в презентации.
Достаем буквы из конвертика и выполняем звуковой анализ слогов и обозначаем звуки буквами.
Слоги: Ба, Бу, Би.
Слова: Бык, Бак, Бом, Бим.
Кто-то из детей работает у доски.
Убираем все буквы.
Выкладываем с помощью нити букву Б.
Под песенку из кинофильма про приключения Буратино дети переходят на ковер.
Чтение слогов по таблице.
Проговаривание чистоговорки:
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон тру (ба)
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи тру. (бу)
Би-би-би-би, би-би-би
- Очень громко не тру (би)
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже тру (ба)
• Бегемот разинул рот - булки просит бегемот.
Буратино понравилось вместе с вами играть! Буратино вас очень благодарит за интересную игру и хвалит всех детей за правильные ответы.
• Просит вас «продолжить фразу» :
• - Сегодня я узнал….
• - Было интересно…
• - Было трудно…
• - Теперь я могу….
• - Мне захотелось….