татьяна шубина
Комплексно-тематическое планирование формирование ОБЖ «Безопасность на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ. БОЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
Месяц Неделя Задачи Содержание занятия
(цели) Совместная
деятельность
воспитателя и детей Взаимодействие
с узкими
специалистами Реализуемые
образовательные области
Публикация «Комплексно-тематическое планирование формирование ОБЖ „Безопасность на дорогах“» размещена в разделах
Сентябрь Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
I Закрепить знания о средствах передвижения.
Познакомить с правилами поведения Занятие 1. Какой бывает транспорт.
Цели: формиро-
вать представление
о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познако-
мить с троллейбусом; дать знания о правилах поведения
в транспорте Подвижная игра «Цветные автомобили».
Конструирование
«Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Красный и зеленый» Социально-коммуникативное развитие: закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, формировать умение взаимодействовать в сюжетах
с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, способствовать
возникновению игр на темы из окружающей жизни; рассказать детям
о понятных им профессиях (шофер, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда; рассказать, что светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый); на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, уточнять названия и назначение видов транспорта.
Познавательное развитие: различать пространственные направления от себя (впереди – сзади/позади, справа – слева); знакомить с ближайшим окружением (улицей)
II Формировать представления, чем отличается транспорт
и из чего он состоит Наблюдение заhttps://dg53.mycdn.me/image?t=3&bid=804145749250&id=804145749250&plc=WEB&tkn=URvLJl1g1blEvDD_QS-x0qCfYUMже-
нием машин с участка детского сада.
Дидактическая игра
«Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль» Рисование: «Отремонтируйте машине колеса» (педагог ИЗО)
III Закрепить знания о назначении светофора и его цветах – красном и зеленом Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле». Дидактические игры: «Угадай-ка, чем повезешь?», «Правильно – неправильно». Прогулка. Знакомство с улицей (педагог
по краеведению)
IV Продолжить формировать пространственные представления Дидактическая игра «Разрешено – запрещено». Путешествие на автобусе
Ок-тябрь Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, активен при создании индивидуальных композиций в рисунках, аппликации, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, проявляет интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций
I Знакомить
с улицей: на какие части она делится Занятие 2. Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей».
Цели: уточнить
у детей представление об улице, дороге; дать знания детям о том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу)
и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я – машина». Ситуация общения
«Как я ехал на автобусе» На участке по ПДД: знакомство с улицей
(катание на велосипедах) (инструктор по ФИЗО) Социально-коммуникативное развитие: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части,
а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «зебра», обозначенному белыми полосками; формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; в процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры; продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Физическое развитие: поощрять самостоятельные игры детей с автомобилями, тележками, велосипедами.
Познавательное развитие: развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
II Дать представление
о том, чем отличается проезжая часть от тротуара.
Знакомить с правилами поведения на улице Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Игра в поезд» Рисование: «Рельсы
для паровозов» (педагог ИЗО)
III Закрепить знания о назначении светофора и его цветах Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету»
IV Закрепить знания о транспорте и его отличиях.
Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я – шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль» Аппликация «Вагончики» (педагог ИЗО)
Ноябрь Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, умеет посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения на улице, в случае проблемной ситуации обращается за помощью
I Знакомить
с желтым цветом светофора Занятие 3. Три
сигнала светофора.
Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре Дидактические игры «Правильно – неправильно», «Собери светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить». Дидактическая игра «Поезд». Дидактическая игра «Разрешено – запрещено» Прогулка. Наблюдение за светофором
(педагог по краеведению) Социально-коммуникативное развитие: напомнить, что автомобили ездят по дороге (проезжей части,
а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку; в совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила, закреплять навыки организованного поведения на улице, продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо; в играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»).
Познавательное развитие: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды, делать простейшие обобщения, знакомить с ближайшим окружением.
Речевое развитие: воспитывать умение слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, объяснять детям поступки персонажей
и последствия этих поступков
II Закрепить знания о светофоре и его значении Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра-имитация
«Я – светофор». Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный…» Подвижная игра «Такси» (инструктор по ФИЗО)
III Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на до-
роге Дидактическая игра «Собери светофор». Чтение произведения С. Маршака «Светофор». Пальчиковый театр «Светофор» Рисование: «Широкая и узкая дорожка»
(педагог ИЗО)
IV Закрепить знания о транспорте и поведении
в нем Ситуация общения
«Мы едем в транспорте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Игровая ситуация «Выставка машин»
Декабрь Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, может дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, проявляет интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций
I Закреплять представления об улице, проезжей части и тротуаре Занятие 4. Грамотный пешеход.
Цели: дать понятия
о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить детей
правильно переходить улицу; закреплять знания о назначении светофора; формировать представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо») Конструирование «Светофор». Чтение произведения Б. Заходера «Шофер» Игры с музыкальными инструментами «Как звучит транспорт» (музыкальный руководитель) Социально-коммуникативное развитие: напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «зебра», обозначенному белыми полосками, формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
Познавательное развитие: закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, развивать умение различать пространственные направления от себя (справа – слева).
Художественно-эстетическое развитие: подводить детей к изображению предметов одинаковой формы
(округлой); совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.
Речевое развитие: продолжать формировать интерес к книгам, рассматривать с детьми иллюстрации
II Продолжать формировать представления об ориентировке в пространстве Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». Заучивание стихов
о светофоре
III Знакомить
с правилами поведения на дороге и на тротуаре Дидактическая игра «Дети на прогулке». Ситуация общения «Мой друг – светофор». Конструирование «Собери знак»
(«Пешеходный переход») Рисование: «Колеса
и светофоры» (педагог ИЗО)
IV Знакомить
с правилами поведения на зимней дороге Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка», «Катание
на коньках»
Ян-варь Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: рассматривает сюжетные картинки, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения, изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, умеет отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, активно участвует в развлечениях
I Закрепить представления
о работе шофера и о том, как правильно вести машину Занятие 5. Осторожно: зимняя дорога.
Цели: закреплять
знания о том, как надовести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенствовать знания об особенностях работы шофера; дать понятие детям о дорожном знаке «Дети» Дидактическая игра «Куда спрятался мишка». Сюжетно-ролевая игра «Шофер». Ситуация общения «Куда едут машины» Игра-имитация «Я –
машина» с музыкальным сопровождением (музыкальный руководитель) Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о правилах дорожного движения, напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; знакомить детей со специальными видами транспорта: «скорая помощь», пожарная машина; в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий.
Художественно-эстетическое развитие: развивать умение в аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность.
Познавательное развитие: совершенствовать конструктивные умения, побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали, продолжать учить детей обыгрывать постройки
II Закрепить знания о правилах поведения
в транспорте Ситуация общения «Скорая помощь».
Дидактическая игра «Перевези правильно». Игровая ситуация «Выставка машин». Чтение произведения «Айболит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега» Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (узкие специалисты)
III Закреплять
правила поведения на тротуаре и на проезжей части зимой Ситуация общения «Полицейская машина». Конструирование «Гараж для машины». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская машина» Аппликация «Почини машину» (педагог ИЗО)
IV Развивать
у детей азы дорожной грамоты Рассматривание пожарной машины. Чтение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»
Февраль Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной и продуктивной (конструирование) деятельностью, с удовольствием участвует в выставках детских работ, обсуждениях во время рассматривания предметов; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду, на улице, в транспорте
I Закрепить знания о дорожном транспорте и о его основных частях Занятие 6. Как транспорт людям
помогает.
Цели: знакомить детей с тем, какие бывают виды специализированных машин (снегоуборочная, скорая, пожарная и др.); формировать у детей представление о том, как машины помогают людям; закрепить
с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера Дидактические игры «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину».
Конструирование
«Автобус», «Автобусная остановка». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Скорая помощь» Ситуация общения «Улицы города»
на основе макета (педагог по краеведению) Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о правилах дорожного движения, знакомить со специальными видами транспорта и поведением
в транспорте; поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, развивать умение понимать обобщающие слова; формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них.
Познавательное развитие: знакомить с ближайшим окружением,
с доступными пониманию ребенка профессиями, вызывать чувство радости при удавшейся постройке, продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, организовывать презентацию результатов продуктивной деятельности
II Формировать
представления об отличиях общественного транспорта Конструирование «Троллейбус». Ситуация общения «Что должен знать шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная
машина» Слушание: «Как звучит транспорт» (музыкальный руководитель)
III Формировать представления о том, какие бывают маши-
ны и каково их значение в жизни человека Ситуация общения «Какие бывают машины». Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведе-
ние в транспорте) Рисование: «Автобус»
IV Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Машины на нашей улице» (коллективно)
Март Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместном досуге, развлечениях, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, знает название родного города, знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами
I Продолжать знакомить с правилами поведения на улице Занятие 7.
Путешествие по городу на транспорте.
Цели: знакомить детей с городом, с тем,
что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей
с особенностями движения общественного
транспорта Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Дидактическая игра «Собери знак». Чтение произведений В. И. Мирясо-
вой «Автобус», «Троллейбус» Разучивание песенки «Мы в автобусе сидим» (музыкальный руководитель) Социально-коммуникативное развитие: напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «зебра», формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, в совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила, закреплять навыки организованного поведения в детском саду и на улице; расширять и обогащать представления
о трудовых действиях, результатах труда.
Познавательное развитие: знакомить с ближайшим окружением
(дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская, с доступными пониманию ребенка профессиями
II Учить рассказывать о правилах поведения на дороге другим детям Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице». Дидактическая игра «Собери светофор»
III Учить применять знания на практике, используя игровые
и проблемные ситуации по ПДД Ситуация общения
«Что я знаю о моем любимом транспорте» Игровая ситуация «Едем на поезде на дачу» с музыкальным сопровождением (музыкальный руководитель)
IV Совершенствовать знания о назначении светофора и пешеходного перехода Сюжетно-дидактическая игра «Поезд».
Игра «Поезд и туннель» Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель)
Ап-рель Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности, слушая новые рассказы, стихи, следит за развитием действия, пытается в рисовании изображать простые предметы, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
I Закрепить знания о проезжей части улицы и о транспорте на ней Занятие 8. Помощники на дороге.
Цели: закрепить знания о работе светофора и о назначении дорожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода; учить применять правила
на практике в игровой деятельности Ситуация общения «Если стоишь
на остановке». Дидактическая игра «Найди цвет, кото-
рый назову». Чтение стихотворений о дорожных знаках Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о правилах дорожного движения : напоминать, что светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу; вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.
Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого; поощрять игры с каталками, автомобилями,
тележками, велосипедами; развивать умение имитировать характерные действия персонажей, в дидактических играх закреплять умение подбирать предметы по цвету.
Физическое развитие: развивать умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.
Познавательное развитие: развивать умение определять цвет предмета
II Продолжать
развивать умение наблюдать за движением транспорта Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» Рисование: «Рельсы для железной дороги» (педагог ИЗО)
III Совершенствовать знания о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход» Чтение произведения В. И. Мирясовой о транспорте. Игра-имитация
«Я – шофер» Катание на велосипедах (инструктор по ФИЗО)
IV Учить применять знания на практике и в игровой деятельности Подвижная игра «Воробышки
и автомобиль». Игры-имитации
«Я – пешеход»,
«Я – машина»
Май Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, любит слушать новые рассказы, участвует в обсуждениях, способен придерживаться игровых правил в дидактических играх, умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения, имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения
I Закреплять знания о поведении на проезжей части Занятие 9. Осторожно: дорога (на транспортной площадке).
Цели: учить детей применять полученные знания на практике; закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; знакомить детей с правилами передвижения на детских велосипедах Конструирование «Узкая и широкая дороги».
Чтение произведений о светофоре Игры на транспортной площадке (инструктор по ФИЗО) Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о правилах дорожного движения; закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, формировать уважительное отношение к окружающим; развивать инициативную речь, обогащать и уточнять представления о предметах ближайшего окружения.
Познавательное развитие: продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.
Физическое развитие: поощрять самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, игры на ориентировку
в пространстве
II Совершенствовать знания о правилах поведения на тротуаре Дидактическая игра «Собери машину».
Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой»
III Продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта на дороге Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем» Катание на велосипедах (инструктор
по ФИЗО)
IV Закреплять правила перехода улицы Дидактическая игра «Собери светофор». Чтение произведений
о светофоре и дорожных знаках Игры на транспортной площадке (инструктор по ФИЗО)