Екатерина Печкина
Комплексно-тематический план в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Понедельник ___ 24.01.2022 год ___
Тема: «Почемучки?»
Цель: способствовать развитию познавательной активности воспитанников; помочь освоить средства и способы познания; обогащать опыт деятельности и представления об окружающем; воспитывать самостоятельность; создать условия для систематизации знаний воспитанников о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; обеспечить развитие умения классифицировать предметы по цвету, форме, материалу, назначению; способствовать развитию любознательности; создание условий для расширения знаний воспитанников о понятии «учёный», «эксперимент», обсудить, кто такие учёные, чем они занимаются, значимость в современном мире и истории; подвести к выводу, для чего нужны эксперименты.
Темочки:
Итоговое мероприятие: создание коллажа «Мы исследователи»
Утро Беседа «Какое доброе дело я сделал?» - акцентировать внимание воспитанников на различных событиях; предложить дать оценку поступкам товарищей; умение чутко, доброжелательно относиться друг к другу.
Д/и по ФЭМП «А что потом?» - закреплять знания воспитанников о частях суток, о деятельности воспитанников в разное время суток. Труд в уголке природы: «Зачем мы поливаем комнатные растения?» - дать представления, что без воды растения могут погибнуть, о необходимости полива комнатных растений.
КГН: «Зачем нужно заворачивать рукава во время умывания и мытья рук» - умение воспитанников заворачивать рукава; умение правильно мыть руки; умываться не замочив рукава.
Инд. работа по развитию речи: «Найди игрушку» - закреплять правильное произнесение воспитанниками звука «л» в словах; умение выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; способствовать развитию фонематического слух.
Познание предметного и социального мира Тема: «Зачем зайчику другая шубка?» Литература: Карпухина Н. А., стр. 107
Пр. сод. : продолжать знакомить дошкольников с жизнью животных в зимних условиях; побуждать воспитанников дифференцировать животных по месту проживания, питанию, внешним отличительным признакам; делать элементарные логические выводы; способствовать развитию наблюдательности, любознательности; воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Способы: приход Незнайки; игровое упражнение «В гости к гномику»; д/игра «Что было дальше?»; д/игра «Что происходит в зимнем лесу»; худ. слово; д/игра «Угадай кто»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : магнитная доска и сюжетные картинки: дети, катающиеся на санках; дети, гуляющие в лесу; дорога ведущая в лес; транспорт: автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус; объё мные предметы: деревья, пни разной величины; мягкие игрушки: заяц, ёжик, медведь, белочка, Гномик, Незнайка.
Прогулка Наблюдение за состоянием погоды – упражнять воспитанников в определении состояния погоды; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними.
Подвижная игра «Самолеты» - повышать двигательную активность воспитанников; упражнять в умении ориентироваться в пространстве; бегать командами по всей площадке; приучать воспитанников следить за своей осанкой во время бега; воспитывать дружеские взаимоотношения. Труд на участке: уборка снега на участке – умение воспитанников собирать снег на детские носилки, ссыпать его в определённом месте; познакомить со свойством снега: сыпучий; воспитывать трудолюбие.
Сюжетно - ролевая игра «Семья» - используя метод косвенного руководства, предлагать воспитанникам обыграть различные ситуации, события; совершенствовать умение воспитанников объединяться в игре. Инд. работа по развитию основных движений: игровое упражнение «Партизаны» - упражнять воспитанников в беге змейкой и врассыпную по площадке; способствовать развитию способности концентрировать внимание, действовать по образцу.
ЧХЛ Тема: «Чтение произведения В. Жуковского «Мальчик с пальчик» Литература: Ельцова О. М., стр. 82
Пр. сод. : познакомить воспитанников с произведением В. Жуковского «Мальчик – с – пальчик»; прививать интерес к поэтическому слову; способствовать развитию памяти, воображения, желание делиться своими впечатлениями от прочитанного; способствовать развитию умения слушать и слышать произведения в стихотворной форме.
Способы: игровое упражнение «К нам гости пришли»; беседа; речевая игра «Матрёшки»; рассматривание матрёшек; чтение сказки; беседа по прочитанному; п/игра «Пчёлки и ласточка»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : матрёшка, цветок лилия, фигурка Мальчика – с – пальчика, магнитная доска, набор картинок с изображением зверей, насекомых, птиц.
Вечер Чтение художественной литературы: Н. Рыжова «Как люди речку обидели» - прививать воспитанникам навыки экологически грамотного поведения на водоёмах; помочь понять необходимость бережного отношения к ним.
Д/и по ознакомлению с окружающим «Азбука здоровья» - систематизировать представления воспитанников о здоровье и здоровом образе жизни; способствовать развитию речи, внимания, памяти. Самостоятельная деятельность – способствовать развитию развивать сюжет, подбирать атрибуты.
Работа в уголке сенсорного воспитания – умение воспитанников сопоставлять форму предметов с образцом; группировать предметы по форме; фиксировать полученные впечатления в речи.
Инд. работа по художественному творчеству: д/игра «Цветные капельки» - умение воспитанников выделять и называть цвета, входящие в цветовую
гамму народной росписи.
Вторник ___ 25.01.2022 г. ___
Утро Рассматривание альбома «Будь осторожен с электроприборами» - обогащать представления воспитанников об основных источниках и видах опасности в быту; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциальной опасным ситуациям.
Д/игра по музыке «Кого встретил колобок? – способствовать развитию звуковысотного слуха ( регистры: высокий, средний, низкий). Работа в книжном уголке: рассматривание оборудования для ремонта книг - довести до сознания воспитанников, какой предмет для чего нужен; воспитывать бережное отношение к книгам.
КГН: игровое упражнение «Наш весёлый, наш любимый носовой платок» - умение воспитанников пользоваться носовым платком.
Инд. работа по ознакомлению с окружающим: д/игра «Живая неделя» - умение воспитанников называть дни недели по порядку.
Физическое развитие Литература: Анисимова М. С., стр. 92
Пр. сод. : способствовать освоению воспитанниками умений: бросать мяч через сетку вдаль двумя руками разными способами (из – за головы, от груди); прыгать на мяче – хоппере по ориентирам; воспитывать умение соблюдать правила в подвижных играх.
Способы: построения; перестроения; ходьба: в колонне по одному, врассыпную, на носках, на пятках, приставным шагом боком, шеренгой с одной стороны на другую; бег: в колонне по одному, «змейкой», с ускорением по диагонали, со сменой ведущего, бег с заданием, прямой галоп; д/упражнение «Грибок»; ОРУ без предметов; действия с мячом и обручем; весёлый тренинг «Паровозик»; п/игра «Весёлые зайчата»; игра м/подвижности «Пингвины на льдине»; оздоровительное упражнение «Ежовый массаж»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : картинки с изображениями животных; мячи резиновые большие; мячи – хопперы; мячи – ёжики.
Речевое развитие Тема: «В гостях у золотой рыбки» Литература: Ельцова О. М., стр. 184
Пр. сод. : поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; умение воспитанников при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; способствовать развитию диалогической речи; активизировать словарь воспитанников; формировать навыки сотрудничества.
Способы: игра «Отгадай загадки»; беседа; п/игра «Рыбки»; игра «Бабушка Маланья»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : аквариум с рыбками; сосуд с водой и рыбкой; салфетка; панно «Аквариум»; модели – заготовки рыбок (туловище, хвост, плавники).
Прогулка Наблюдение за объектами живой природы: за синичкой - формировать представления воспитанников о зимующих птицах, о заботе человека о них; умение узнавать их по внешнему виду.
Подвижная игра «Ручеёк» - научить воспитанников двигаться слаженно в паре; вызывать положительные эмоции при проведении подвижных игр; способствовать развитию активности в подвижных играх. Труд: укрывание стволов деревьев снегом - обсудить с воспитанниками назначение данной трудовой операции; выяснить, как холодный снег «греет» растения; умение воспитанников работать сообща, воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная деятельность – умение воспитанников, объединившись в небольшие группки, самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах; обсуждать их содержание. Инд. работа по развитию основных движений: игровое упражнение «Цапли» - умение воспитанников перешагивать через предметы (высота - 20-25 см) с высоким подниманием колен; формировать правильную осанку, способствовать повышению двигательной активности.
(Арсений, Марк, Вика П.)
Вечер Проблемная ситуация «Обращение к взрослому человеку» - закрепить обращение воспитанников к взрослому человеку по имени отчеству; соединить прямое обращение с выражением радости.
Сюжетно – ролевая игра «Уборка в квартире» - умение воспитанников проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; выполнять предметно -игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим. Самостоятельная деятельность – умение воспитанников самостоятельно организовывать игровую деятельность; воспитывать культуру общения во время игры.
Работа в уголке физического воспитания - продолжать знакомить воспитанников с техникой выполнения движений с использованием различного спортивного инвентаря; показать упражнения на гимнастическом диске «Здоровье»; способствовать развитию самостоятельности, творчество в двигательной деятельности воспитанников. Инд. работа по ФЭМП: д/игра «Помоги цыплятам» - умение воспитанников устанавливать соответствие между множествами.
Среда ___ 26.01.2022 г. ___
Утро Беседа «В мире пластмассы» - познакомить воспитанников со свойствами пластмассы; помочь выявить её свойства (гладкая, лёгкая, цветная); способствовать развитию любознательности.
Дидактическая игра по ОБЖ «Игра - дело серьёзное» - упражнять воспитанников в выборе безопасных предметов для игр по картинкам; закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Сюжетно – ролевая игра «Больница» - предложить воспитанникам обыграть различные ситуации, связанные с данным сюжетом; формировать умение считаться с интересами товарищей.
КГН: «практическое упражнение «Зеркало» - побуждать воспитанников следить за своим внешним видом; формировать осознанное отношение к порядку; умение осуществлять самоконтроль. Инд. работа по РР: д/игра «Подскажи словечко» - способствовать развитию мышления, быстроты реакции.
Математическое и сенсорное развитие Тема: «Повторение изученного» Литература: Афанасьева И. П., стр. 43
Пр. сод. : закрепление знания цифр; закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством; закрепление знаний о домашних животных; способствовать развитию моторики рук; мыслительных процессов.
Способы: игра «Поможем белочкам»; объяснение; уточнение; общие указания; ф/минутка; игра «Что не так?»; индивидуальные указания; игра «Сделай как я»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : фигурки Рыжика и Пушистика.
Прогулка Наблюдение за объектами неживой природы: за снеговиком - продолжать знакомить воспитанников со свойствами снега; способствовать развитию наблюдательности и любознательности.
Подвижная игра «Снежная баба» - формировать умение строиться в круг; совершенствовать разнообразные виды движений в соответствии с текстом; способствовать развитию умения реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой»; выполнять правила в подвижных играх; воспитывать интерес к подвижным играм. Сюжетно – ролевая игра «Строители» - умение воспитанников строить сюжет игры вокруг работы по возведению построек из снега; обыгрывать уже готовые постройки; распределять роли в соответствии с сутью работы.
Труд: расчистка снега на участке – умение воспитанников насыпать снег на носилки; переносить его в отведённое место; использовать снег для создания несложных построек.
Инд. работа по развитию основных движений: спортивные упражнения. «Ходьба на лыжах» - умение воспитанников ходить на лыжах скользящим шагом; выполнению поворотов переступанием; напомнить правила безопасного поведения на лыжах; воспитывать смелость, уверенность в собственных силах; способствовать закаливанию воспитанников.
Вечер Игры – экспериментирование: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» - закрепить представления воспитанников об органах чувств, их назначении (уши - слушать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности и т. д.)
Д/игра по экологии «Цветочный магазин» - закреплять умение воспитанников различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить воспитанников группировать растения по цвету; составлять красивые букеты. Самостоятельная деятельность – умение воспитанников, объединившись в небольшие группки, самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах, обсуждать их содержание.
Театрализованные этюды: «Зимушка-Зима» - способствовать развитию и поддерживать интерес воспитанников к театрализованной деятельности; побуждать в жестах и движениях передавать зимние явления природы (метель, вьюга, кружение снежинок).
Инд. работа по ознакомлению с окружающим: д/игра «Утром, днём, вечером» - закрепить с воспитанниками название частей суток.
Четверг ___ 27.01.2022 г___
Утро Ознакомление с искусством: рассматривание репродукции картины Ю. П. Кугача «В субботу» - предложить воспитанникам рассмотреть картину; умение устанавливать связь между содержанием произведения и выразительными средствами, использованными художником; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к живописи.
Работа по ХЭР: рисование «Сказочный теремок» - способствовать развитию творческого воображения воспитанников, их изобразительные умения в рисовании зданий. Работа в уголке природы: «рыхление почвы» - обсудить с воспитанниками, в чём состоит назначение данной работы (уплотнённая почва плохо пропускает воду и воздух к корням растений); как её нужно выполнять, какие растения нуждаются в рыхлении почвы под ними
КГН: контроль за своим внешним видом – умение воспитанников осознанно относиться к своей внешности; обращать внимание на свой внешний вид; понимать, что значит выглядеть опрятно; своевременно приводить себя в порядок.
Инд. работа по развитию моторики: пальчиковая гимнастика «Снеговик» - способствовать развитию мелкой моторики рук воспитанников, мышцы кисти, гибкости суставов.
Рисование Тема: «Меня не растили, из снега слепили» Литература: Леонова Н. Н., стр. 218
Пр. сод. : умение воспитанников рисовать снеговиков; продолжать вызывать интерес к созданию изображения красками; закреплять представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений; упражнять в закрашивании округлых форм; закреплять умение правильно держать кисть; побуждать использовать разнообразные материалы (фломастеры, шариковые ручки, цветные восковые мелки)
Способы: игра «Отгадай»; худ. слово; беседа; показ способа рисования; ф/минутка; самостоятельная работа воспитанников; объяснение; уточнение; указания; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : альбомного листа синего цвета; кисти; белая гуашь; салфетки; непроливайки; картинка снеговиков.
Прогулка Наблюдение за растительным миром: стволов деревьев - предложить воспитанникам сравнить между собой стволы разных деревьев по размеру, цвету, качеству поверхности; умение воспитанников узнавать деревья по стволу.
Подвижная игра «Найди, где спрятано» - умение воспитанников ориентироваться в пространстве; находить предмет, руководствуясь указанием на его местоположение, действовать сообща.
Труд: «Строим ледяную горку» - умение воспитанников рассказывать о том, какие действия и как нужно выполнить, чтобы построить горку; умение договариваться о взаимодействии, распределять фронт работ; способствовать росту сплочённости детского коллектива.
Дидактическая игра «Что изменилось!» - умение воспитанников запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции); рассказывать о том, что получилось, используя основные характеристики фигур. Инд. работа по развитию основных движений: игровое упражнение «Кто точнее?» - упражнять воспитанников в метании в вертикальную цель правой и левой рукой; способствовать развитию подвижности суставов; совершенствовать основные виды движений.
Природный мир Тема: «Как живут растения зимой?» Литература: Воронкевич О. А., стр. 106
Пр. сод. : обобщить и систематизировать представления воспитанников о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают); обобщить представления воспитанников о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения; умение воспитанников устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей; формировать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
Способы: чтение письма; беседа; игра «Как мы узнаем зиму?»; объяснение; рассматривание растений; игра «Угадай по описанию»; игра «Что нужно для роста?»; подведение итогов образовательной деятельности.
Средства : картины «Зимний лес», «Зимние забавы»; предметные картинки: земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках, дети и взрослые на лыжах, игры детей зимой, деревья без листьев и с листьями (хвойные, снегопад; растения – пастушья сумка, анютины глазки, многолетние – ирисы, рябина в разное время года, деревья с плодами (рябина, ель, сосна).
Вечер Игры со строительным материалом: «Строим мост» - умение воспитанников выполнять мостовое перекрытие; спуск для машин; умение делать постройку соразмерной выбранным для игры машинкам.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - упражнять воспитанников в самостоятельной организации игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Хозяйственно – бытовой труд: «Протираем стулья» - познакомить воспитанников с данным трудовым действием; умение выполнять его последовательно, аккуратно; воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Театрализованная игра «Три поросёнка» - умение воспитанников использовать различные средства выразительности речи, мимики, пластики для передачи характера и особенностей поведения персонажей; умение согласовывать свои действия с действиями партнёров. Инд. работа по РР: д/игра «Горячий – холодный» - закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов – антонимов.
Пятница ___ 28.01.2022 г. ___
Утро Беседа «Чем мы дышим?» - познакомить воспитанников с понятиями «свежий воздух», «кислород»; рассказать о факторах, очищающих и загрязняющих воздух; о важности чистоты воздуха для здоровья человека.
Настольно – печатные игры «Собери картинку» - умение воспитанников составлять картинку из отдельных частей по образцу; комментировать свои действия. Подвижная игра «Найди где спрятано?» - способствовать развитию сообразительности, ориентировки в пространстве.
КГН – способствовать развитию у воспитанников самоконтроль за соблюдением правил личной гигиены; формировать навыки содержания своей внешности в порядке. Инд. работа по ознакомлению с окружающим: д/игра «Назови всю семью» - умение воспитанников правильно называть животное в мужском и женском роде, детёнышей, используя суффиксальный способ образования слов. ( Например: ёж - ежиха - ежонок, волк - волчица - волчонок).
Прогулка Наблюдение за социальными явлениями: за деятельностью людей - расширять у воспитанников представления об объектах окружающей действительности; способствовать развитию наблюдательности; умение составлять рассказы - фантазии о том, что делает человек.
Подвижная игра «Гори, гори ясно.» - повышение речевой и двигательной активности воспитанников; способствовать развитию быстроты реакции на сигнал; формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры. Труд: сбор снега для постройки зимнего городка – умение воспитанников носить снег на носилках; собирать его в горки, выполнять постройки из снега.
Самостоятельная деятельность – умение воспитанников самостоятельно организовывать игры; находить себе занятие по интересам; использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты. Инд. работа по развитию основных движений: игровое упражнение «Пингвины» - упражнять воспитанников в ходьбе приставными шагами вправо и влево; умение двигаться с изменением темпа движения, проявлять творчество и фантазию в двигательной деятельности; формировать правильную осанку.
Конструирование Тема: «Строительство школы» Литература: Литвинова О. Э., стр. 58
Пр. сод. : формировать умение строить школу, использовать детали разных цветов; способствовать развитию представления об архитектурных формах; умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения воспитанники видели; формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.
Способы: вызов интереса и постановка цели; показ способа действия; закрепление последовательности выполнения работы; общие указания; индивидуальные указания; анализ детских работ; изменение постройки; рассматривание детских построек; подведение итогов ОД.
Средства : демонстрационные – образец «Дом», салфетка, 8 кубиков, 4 кирпичика, 4 бруска или пластины, 4 призмы, картинки с изображениями одноэтажных и двухэтажных домов, школ, детских садов; раздаточные – 16 кубиков, 8 кирпичиков, 8 бруском или пластин, 4 призмы, игрушки для обыгрывания – каждому воспитаннику.
Вечер Итоговое мероприятие: создание коллажа «Мы исследователи» - способствовать развитию интереса воспитанников к исследовательской деятельности.
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Чудесный мешочек?» - способствовать развитию умения воспитанников различать различные предметы на ощупь; побуждать характеризовать предмет; формировать умение воспитанников оценивать правильность ответов сверстников. Самостоятельная деятельность – приучать воспитанников играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.
Хороводная игра: «Пузырь» - умение воспитанников выполнять игровые действия, согласовывать свои движения с произносимыми словами; способствовать развитию двигательного опыта.
Инд. работа на развитие мышления, внимания: д/игра «Так бывает или нет?» - способствовать развитию логического мышления; умение замечать непоследовательность в суждениях, передавать в речи суть допущенных ошибок, несоответствий.
Взаимодействие с родителями
Предложить провести в домашних условиях опыты с водой и воздухом, найти информацию в интернете. Наглядно – информационный материал «Гололёд на улице» - напомнить родителям о правилах поведения при гололёде. Предложить родителям пополнить уголок экспериментирования разными материалами. Информация для родителей «Чем занять ребёнка на выходных». Проведении видеопрезентации «Искусственный снег».
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) в рамках реализации темы недели
Внести книги по теме недели. Выложить иллюстрации для рассматривания. Создать условия для сюжетно -ролевой игры «Строители». Создать условия для самостоятельных игр воспитанников в уголках. Поместить в уголок экспериментирования алгоритмы выполнения опытов, внести халат учёного.