Евгения Чистякова
Картотека занятий по обучению грамоте в стране звуков и букв
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ 16
Тема «Звуки
х, х’»
ХОМЯК
-
ХВАСТУН
Материал.
Игрушки или плоскостные фигурки для фланелеграфа
(хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Винни
-
Пух,
Хрюша,
картинки (охотник, художник, подсолнух, хоккеисты, холодильник,
мох).
Ход занятия
1.
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице.
Ей
тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об
этом
Публикация «Картотека занятий по обучению грамоте в стране звуков и букв» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы пля
сали: «Эх,
эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
2.
Сообщение
темы занятия
Выставляется игрушка или плоскостная фигурка хомячка.
Кто это?
(Хомяк.)
Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвасту
нишка! Он утверждает, что все
и обо всех знает. Хомячок, знаешь ли
ты, с какого звука начинается
слово хомяк? (Со звука о.)
Вы со
гл
асны с ним?
(Нет.)
Какой первый
звук вы услышали в словах
хомяк, хвастун? (Звук х.)
Сегодня мы
будем слушать и произно
сить звук
х
и звук
х,.
Звук
х
1
—
братец
звука
х.
Они очень похожие
и в то же время разные. Сегодня мы
научимся их различать.
3.
Характеристика звуков
х, х’
по артикуляционным и
акустическим признакам
Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их
места в
Звуко
-
буквенном городе
—
звук
х
располагается в Синем замке, а
звук
х’
—
в Зеленом замке.
68
4.
Произношение звуков
х, х’
в слогах
Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха
-
ха
-
ха! Ха
-
ха
-
ха! Хи
-
хи
-
хи! Хи
-
хи
-
хи!»
Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра
и силы голоса.
5.
Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов
мох, пух
Удивлял своими рассказами Хомяк. «Ух! Ух!»
—
восклицали
дру
гие хомячки. Сколько звуков вы услышали в восклицании?
(Два.)
Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили первым красный
кружок?
(Звук
у
—
гласный. Он живет в Красном замке.)
Как
смеялись звери?
(Ха
-
ха
-
ха)
Обозначьте слог
ха
кружочками. А сей
час
«ловите» звук
х,.
К нему я «бросаю» звук
и.
Какой слог получится?
(Хи.)
А
это задание еще труднее. «Ловите» звук
м,
звук
о,
звук
х.
Обозначьте эти
звуки кружочками. Какое слово получилось?
(Мох.)
Выставляются картинки
с изображением мха и тополя.
Какое это дерево?
(Тополь.)
Хомяк Хомка сочинил чистого
ворку:
«Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он
сказал? Какое
слово подходит?
(Пух.)
Каким звуком вы допол
нили слог
ух,
чтобы
получилось это слово?
(Звук п.)
Изменится
ли схема слова? Чем
похожи слова
мох, пух?
Ответы детей.
Какой гласный звук вы услышали в слове
мох?
А в слове
пух?
Скажите Хомке, какие гласные звуки мы знаем
(а, у, и.)
6.
Произношение звуков
х, х’
в словах
Выставляются игрушки или плоскостные картинки.
Пригласим к Хомке друзей. Кого позовем?
(Винни
-
Пуха, Пе
туха,
Хрюшу, Черепаху, Слониху, Зайчиху.)
7.
Развитие слуховой памяти
Винни
-
Пух предлагает нам запомнить и повторить слова
муха,
ухо,
пух, мох.
Повторение
детьми.
А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова:
муха,
ухо, уха, пух, мох.
Какое новое слово появилось?
(Уха.)
Какие слова
на него похожи?
(Ухо, муха.)
8.
Определение позиции звука
х.
Выкладывание
кружочка, обозначающего звук
х,
в окошко
домика
Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слу
шайте слова
с пропущенными звуками и называйте их :
_
оло
дильник.
(холодильник,
_
удожник.
(художник,
о
_
отник.
69
(охотник,
_
алва.
(халва,
__
ек.
(хек,
му
__
а.
(муха).
А
теперь будем исправлять слова, которые Хомка не научился
пра
вильно произносить.
Логопед делает преднамеренные ошибки, произнося слова от имени Хомки.
На стекле сидит мута.
(Нет, муха.)
Картину рисует тудож
-
ник.
(Художник.)
Затем произносятся слова с
пропущенным звуком, а дети назы
вают
пропущенный звук.
Подсолну
.
(х,
__
оккей.
(х,
__о
ккеисты.
(х,
__
обот.
(х,
сме
_
.
(х,
пету
_
.
(х).
Черепаха предлагает нам послушать стихи, в которых пропу
щено
одно слово. Помогите ей, дополните нужное слово.
Все укутал мягкий снег,
Словно теплый белый.
(мех).
От лисицы во весь.
(дух)
Мчится по
полю.
(петух).
Догнала его лисица
—
Полетел по ветру.
(пух).
9.
Физминутка
Хомка
-
хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит
на зарядку.
Хомка раненько встает Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют все движения хомяка.
10.
Звуки
х, х’
в предложениях
Дети, чьи задания мы выполняли на сегодняшнем занятии?
(Хрюши, Черепахи, Винни
-
Пуха.)
А сейчас составим
предложения со словами
слониха, зайчиха, ежиха, петухи.
У
кого
слоненок? У кого ежонок?
Дети составляют предложения разных конструкций.
11.
Звуки
х, х’
в загадках и стихах
Хомка говорит, что может отгадать в
се наши загадки. Зага
даем
ему загадки. «Кто над нами вверх ногами?» Хомка гово
рит,
что это потолок. Правильно ли он ответил?
(Нет, это
муха.)
В нашей кухне целый год Мягкий, пышный и душистый
Дед Мороз
в шкафу живет. Он и черный, он и белый,
(Холодильник.)
Он и черный, он и белый,
(Хлеб.)
70
Назовите хлеб ласково.
(Хлебушко.)
Почему говорят: «Хлеб
—
всему голова!»
Ответы детей.
Какой звук вы услышали в отгадках?
(Звук х.)
Где вы услы
шали звук
х
в словах
-
отгадках?
(В слове
муха
—
в середине слова. В словах
хлеб, холодильник
—
в начале слова.)
А сей
час послушайте
стихотворение о хомяке.
Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
В Лунин
Дети повторяют стихотворен
ие хором, называют слова со звука
ми
х, х".
12.
Чтение сказки Г. Юдина «Хомяк
-
хвастун»
Жил
-
был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множе
ство
хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хоти
те верьте,
хотите нет,
—
начинал хомяк,
—
а однажды я
прорыл ход сквозь
всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод
—
хуже нашего!
Только я вылез, смотрю
—
стоит слон, хоботом кру
тит и хрюкает. Я
ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не
видал, что ли?" А он:
"Хрю
-
хрю! Хрю
-
хрю!» Разозлился я, схватил
его за
хобот, раскрутил
хорошенько и забросил на самую верхуш
ку дерева». «Ух, ты!»
—
восхитились хомяки. «Иду себе дальше,
—
продолжает хомяк,
—
снег под ногами
—
хруст, хруст. Смотрю
—
лежат две большие
змеи, спят и храпят на всю Афри
ку! Я тихонько подкрался и
связал их
хвосты узлом! А потом. я.»
«Что, что потом?»
—
хором спросили
хомяки. «Я. потом.» «Да не тяни же ты!»
—
взмолились хомяки.
«Хорошенькое дело!
—
обиделся хомяк
-
хвастунишка.
—
Вы
думаете, что так легко придумы
вать про то, чего никогда не ви
дел?»
Дети пересказывают сказку.
13.
Итог занятия