Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи «Согласные звуки» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Звук Н.
Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
— Дети, по стране звуков гуляем, жителей встречаем. Приговорки запоминаем, чётко повторяем
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного поросёнка.
Поросята здесь живут.
Ниф, Наф, Нуф.
Песенки весёлые поют.
Ниф, Наф, Нуф.
Вместе весело играют.
Ниф, Наф, Нуф.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи „Согласные звуки“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
И от волка убегают.
Ниф, Наф, Нуф.
— Дети, как зовут поросят?
— Ниф, Наф, Нуф. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена поросят называйте. Ниф, Наф, Нуф.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на нужного поросёнка, дети проговаривают хором имена поросят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки «н», «нь».
— Отлично, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно поросят называли.
Звук М
Игровое упражнение «Мышата».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного мышонка.
Жили были мышата –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Дружные ребята –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Днём в норке спали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Ночью крошки собирали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Кошку увидали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Быстро убежали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
— Дети, как зовут мышат?
— Мак, Мок, Мук, Мик. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена мышат называйте. Мак, Мок, Мук, Мик.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на нужного мышонка, дети проговаривают хором имена мышат. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Молодцы, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно мышат называли.
Звук П.
Игровое упражнение «Пингвинята».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного пингвинёнка.
Жили были пингвинята –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Смелые ребята –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Возле моря гуляют –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Маму поджидают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Акулу замечают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Быстро убегают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
— Дети, как зовут пингвинят?
— Пам, Пом, Пум, Пим. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена пингвинят называйте. Пам, Пом, Пум, Пим.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на нужного пингвинёнка, дети проговаривают хором имена пингвинят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прекрасно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно пингвинят называли.
Звук Б.
Игровое упражнение «Музыка».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
Читая приговорку, педагог показывает указкой на соответствующий музыкальный инструмент.
На музыкальных инструментах играем, музыку сочиняем.
Большой барабан. Бом. Бом. Бом. Бом.
Малый барабан. Бам-бам. Бам-бам.
Большой бубен. Бум. Бум. Бум. Бум.
Маленькие бубенчики. Бим-бим. Бим-бим.
— Дети, как играет большой барабан? .
— Как играет малый барабан?
— Дети, как играет большой бубен?
— Как играет маленькие бубенчики?
Педагог контролирует, чтобы дети не только правильно называли слово, но и соблюдали ритм (Бом. Бам-бам. Бум. Бим-бим).
— Дети, музыкальный инструмент называю, вам сыграть предлагаю.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на соответствующий музыкальный инструмент, дети проговаривают хором звучание инструмента. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки, соблюдали ритм повторения.
— Чудесно, дети! В музыкантов играли, правильно ритм повторяли.
Речевая ситуация «У бабушки».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь" в предложениях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать память детей.
Разговор.
Был у бабушки баран.
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением из текста чистоговорки, чётко произносили звук «б». Если ребёнок отвечает одним словом, педагог сам произносит фразу и просит ребёнка повторить её.
— Дети, кто был у бабушки? (Был у бабушки баран).
— Что делал баран? (Бил он бойко в барабан).
— Кто плясал? (И плясали бабочки).
— Где плясали бабочки? (Под окном у бабушки).
Педагог ещё раз читает чистоговорку.
Был у бабушки баран.
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
— Дети, чистоговорку, пожалуйста, повторите, слова чётко говорите.
Желающие дети читают чистоговорку, при необходимости педагог подсказывает слово, обращает внимание на чёткое произнесение звука «б».
— Очаровательно, дети! Чистоговорку читали, слова чётко повторяли.
Звук К.
Игровое упражнение «Котята».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
— Дети, в далёкой, далёкой Корее жили котята, и звали их необычно: Кам, Ком, Кум, Ким.
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного котёнка.
Жили были котята –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Пушистые ребята –
Кам, Ком, Кум, Ким.
На полянке гуляют –
Кам, Ком, Кум, Ким.
С бабочкой играют –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Вечером устали –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Домой побежали –
Кам, Ком, Кум, Ким.
— Дети, как зовут котят?
— Кам, Ком, Кум, Ким. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена котят называйте. Кам, Ком, Кум, Ким.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на нужного котёнка, дети проговаривают хором имена котят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прелестно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно котят называли.
Звук Г.
Игровое упражнение «Гуси».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного гуся.
Жили были гуси –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Гордые гуси –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
По лугу гуляют –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Важно шагают –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Вечером устали –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Домой побежали –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
— Дети, как зовут гусей?
— Га-га-га, Го-го-го. Гу-гу-гу. Ги-ги-ги. Дети, приговорку читать мне, пожалуйста, помогайте, имена гусей называйте. Га-га-га, Го-го-го. Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на нужного гуся, дети проговаривают хором имена гусей. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки, соблюдали ритм имени (три слога).
— Обворожительно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно гусей называли.
Звук Т.
Игровое упражнение «Гвозди».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, что такое гвозди?
— Гвозди – это железные палочки, с одной стороны острые, с другой стороны у гвоздя шляпка. Дети, чем забивают гвозди в стену?
— Молоток – инструмент, которым ударяют по гвоздю. А вот нашему Язычку молоток не нужен. Язычок ремонт затевает, нас на помощь приглашает. Дети, а вы умеете забивать гвозди?
— Только гвозди у нас не простые, а волшебные. Забивать гвозди мы будем нашим язычком.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «т» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
словно гвозди забиваем.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Гвозди наши хороши,
ты работай, не спеши.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
— Дети, большие гвозди забиваем, не спеша ударяем. Т. Т. Т.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Дети, маленькие гвозди забиваем, быстро-быстро ударяем. Т-т-т-т-т-т-т-т.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Восхитительно, дети! С Язычком поиграли, гвозди забивали.
Звук Д.
Игровое упражнение «Барабан».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
— Дети, барабан – это что? .
— Барабан – это музыкальный инструмент. Барабаны разные бывают, по-разному играют. Язычок на своём барабане играет, по бугоркам ударяет.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звуки «да» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
на барабане весело играем.
Да-да-да, да-да-да, да-да-да.
Звонко барабан наш играет,
да-да-да, да-да-да, повторяет.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
— Дети, большой барабан громко играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог громко, сохраняли ритм звукоподражания.
— Дети, маленький барабан тихо играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог тихо, сохраняли ритм звукоподражания.
— Замечательно! Молодцы! С Язычком поиграли, барабану подражали.
Звук В.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами.
Разговор.
— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. У Вали валенки?
2. У Вени ветка?
3. У Вики венок?
4. У Вовы вата?
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «в», произносили фразу с нужной интонацией.
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. Валенки у Вали на ногах!
2. Ветка у Вени в руке!
3. Венок у Вики на голове!
4. Вата у Вовы на ладошке!
— Великолепно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Звук Ф.
Игровое упражнение «Ёжик».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать внимание и память детей.
Упражнение.
— Дети, в лесу жил ёжик по имени Фуф-ты. Он всё время пел песенку: Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети повторим песенку ёжика. Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети отвечают хором и поочерёдно.
— Дети, я о ёжике рассказ начинаю, вашей помощи ожидаю. Песенку ёжика повторяйте, рассказ мой украшайте.
Педагог рассказывает, останавливаясь, когда нужно вставить песенку ежа. Дети хором повторят песенку ежа.
— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине листок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине грибок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, яблоко несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, шишку несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
При необходимости педагог может повторить рассказ. Песенку ёжика дети повторяют поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф».
— Потрясающе! Дети, рассказ сочиняли, песенку ёжика правильно повторяли.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей.
Разговор.
— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. У Фени фасоль?
2. У Феди финики?
3. У Федота фикус?
4. У Фомы фиалка?
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. Фасоль у Фени!
2. Финики у Феди!
3. Фикус у Федота!
4. Фиалка у Фомы!
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Превосходно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Звук С.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Птицы».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "с", "сь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей.
Разговор.
— Дети, Язычок за птицами наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. У сокола соколята?
2. У совы совята?
3. У гуся гусята?
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
1. Соколята у сокола!
2. Совята у совы!
3. Гусята у гуся!
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Отлично, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Звук З.
Речевая ситуация «Забава и Зина».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей.
Разговор.
— Дети, я хочу вас познакомить с двумя девочками. Зовут их Забава и Зина. У Забавы платье золотое, а у Зины – зелёное. У Забавы мимозы, а у Зины – козы. У Зины коза, зовут её Егоза.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопросы словами текста, чётко произносили звук «з». Дети отвечают поочерёдно. При необходимости педагог произносит полный ответ, а ребёнок повторяет.
— Дети, как зовут девочек? (Забава и Зина).
— Дети, какое платье у Забавы? (У Забавы платье золотое).
— Какое платье у Зины? (У Зины – зелёное).
— Дети, что растёт у Забавы? (У Забавы мимозы).
— Кто живёт у Зины? (У Зины – козы).
— Дети, как зовут козу Зины? (У Зины коза, зовут её Егоза).
— Чудесно! Молодцы, дети! На вопросы правильно отвечали, а Забаве и Зине всё рассказали.
Диагностическое задание. Игра «Что нарисовано на карточке»
(индивидуально).
Задача. Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Игровой материал. Предметные картинки для обследования звуков.
Разговор.
Картинки лежат рисунком вниз.
— … (имя ребёнка, посмотри, как много у меня карточек. Интересно, что на карточке нарисовано. Выбери, пожалуйста, одну карточку, которая тебе нравится и скажи, что на ней нарисовано.
Ребёнок выполняет задание.
Затем педагог предлагает ещё выбрать карточку. Педагог предметы не называет. Если ребёнок затрудняется в назывании предмета, педагог задаёт наводящие вопросы. Игра продолжается, пока ребёнок поддерживает к ней интерес.
Оценка результатов.
3 балла — ребёнок правильно произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
2 балла — в речи ребёнка наблюдаются нарушения в произношении 4—5 звуков.
1 балл — ребёнок половину звуков произносит невнятно.
Диагностическое задание. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»
(индивидуально).
Задачи. Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Чтение.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
— … (имя ребёнка, помоги мне, пожалуйста, запомнить потешку. Потешку вместе со мной прочитай, слова чётко повторяй.
Ребёнок выполняет задание.
Педагог произносит потешку повторно совместно с ребёнком.
Оценка результатов.
3 балла — ребёнок отчётливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.
2 балла — ребёнок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу голоса и темп речи.
1 балл — речь ребёнка неотчётливая, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует.