Татьяна Певнева
«Свойства воды». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материалы и оборудование:
Халат для воспитателя, 2 фартука для детей, одноразовые шапочки для всех, прозрачные одноразовые стаканы, блюдца, ложки чайные, ложка столовая, графин с водопроводной водой, кувшин с кипяченой водой, стеклянные бутылочки с крышками, гуашь, листы белой бумаги, кисти, свеча, зажигалка, смесь для приготовления морса (ягоды смородины протертые с сахаром)
Ход:
Дети сидят на стульчиках, перед ними тумба с материалами для экспериментирования
Воспитатель: Ребята, 8 февраля в нашей стране отмечается праздник, День российской науки. Вы знаете, как называются люди, которые изучают различные науки? А как называется специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты?
Это место называется лаборатория. Посмотрите, наша группа сегодня тоже превратилась в лабораторию. Я предлагаю вам сегодня побыть немного учеными и отправиться в увлекательный мир опытов и экспериментов. Согласны? Я буду сегодня старшим научным сотрудником, а вы моими помощниками.
Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Ещё в лаборатории все работают в специальной одежде. Нам понадобятся халат, фартуки, и головные уборы. (все одевают шапочки, воспитатель халат)
Сегодня я предлагаю теперь вам заняться исследованием воды. Согласны?
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети. Прозрачная.
Воспитатель: Верно, первый наш опыт называется «Разноцветная вода». Я приглашаю к себе двух помощников.
Воспитатель наливает воду из графина в две бутылочки, закрывает крышками. Дети активно взбалтывают воду, вода окрашивается.
Воспитатель: Как вы думаете, в чём секрет этого опыта? Почему вода окрасилась в разные цвета? (Ответы детей). Я раскрою вам этот секрет. Вода окрасилась потому, что на крышках бутылочек была краска (показ). Давайте сделаем вывод, какое свойство есть у воды?
ВЫВОД: Вода не имеет цвета. Вода является хорошим растворителем. Если в ней растворить краску – она приобретёт цвет.
Воспитатель: Краски очень хорошо растворяются в воде. Но может ли быть по-другому? Чтобы это выяснить, мне нужны еще два помощника. Следующий наш опыт называется «Невидимка»
Я попрошу вас нанести на белый лист бумаги нашу разноцветную воду и посмотрим, что произойдет.
Дети наносят кистью цветную воду, полученную на предыдущем опыте на лист бумаги, проявляются изображения
Воспитатель: Внимание! Какие же рисунки был спрятаны? (снеговик, снежинка) Хотите узнать секрет этого опыта?
Воспитатель наливает воду из графина в прозрачный стакан, зажигает свечу, капает расплавленный воск в воду, гасит свечу. Демонстрирует результат детям
Воспитатель: Существуют вещества, которые в воде не растворяются. Например, воск. Рисунок на бумагу нанесен свечой, которая сделана из воска. На бумаге он незаметен, но когда мы закрашиваем его водой с растворенной краской, он становится видимым. Воск не растворяется водой, он ее отталкивает (демонстрация)
ВЫВОД: Воск отталкивает воду. Есть вещества, которые в воде не растворяются.
Воспитатель: Скажите, для чего людям нужна вода? (ответы детей)
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и отправиться туда, где очень много воды.
Танцевальная разминка «А рыбы в море плавают вот так!»
Воспитатель: Мы с вами провели исследование свойств воды и выяснили, что вода является отличным растворителем для многих веществ. Люди научились использовать это свойство воды в различных целях, в том числе для приготовления различных напитков. Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить? (ответы детей)
Сегодня я вам предлагаю самим приготовить очень вкусный напиток! Кто-то из вас знает, что такое морс? Из чего его делают? (ответы детей)
Морс — прохладительный негазированный напиток, состоит из перетертых ягод или ягодного сока, разбавленного водой и подслащённый.
Прошу вас пройти на свои места.
Дети проходят за столы, у каждого стаканчик с водой, блюдце, чайная ложка.
Воспитатель: Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте, попробуйте какая вода.
Ответы детей: (с помощью педагога)
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: без вкуса
Давайте растворим в теплой воде перетертые с сахаром ягоды смородины.
Детям раскладывается в стаканы ягодная смесь.
Размешивают и попробуют.
Воспитатель: Какая стала вода?
Ответы детей: (с помощью педагога)
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала темно-розовой
по вкусу: стала кисло-сладкая.
ВЫВОД: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость, у ягод смородины цвет и кислоту.
Воспитатель: Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий морс?
Ответы детей: из сахара, ягод смородины и воды
Воспитатель: Давайте угостим других сотрудников нашего детского сада. Я приготовлю морс для всех, а вы мне напомните, из чего мы его делали.
Что нам нужно в первую очередь? Что мы добавляем в воду? Одной чайной ложки хватит, на такой большой графин? Я возьму столовую ложку. Достаточно одной ложки ягод с сахаром? (ответы детей)
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов морс для всех!
Теперь, ребята, скажу вам приятного аппетита! Пейте на здоровье морс, он очень полезен для нашего организма, в нем много витаминов.
После того, как вы допьете свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь дома приготовить вместе с родителями морс из любых ягод.