Надия Ахмедьянова
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Часть 2
Тема: «Дикие животные»
Игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий —
Серый, зубастый, страшный —
Хитрая, пушистая, рыжая —
Маленький, длинноухий, пугливый —
Игра «Про кого можно сказать.» (подобрать существительное к глаголу):
охотится —
крадется —
воет —
кусается —
Публикация «Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
пугается —
скачет—
переваливается —
хитрит —
выслеживает —
Игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).
В норе живет (кто) — лиса,
В берлоге —.
В дупле —. .
В логове —….
Под кустом — ….
Игра «Маленький - огромный».
- Маленький медведь, а огромный.? - Огромный медведище.
- Маленький олень, а огромный. ?-
- Маленький лось, а огромный. ?-
- Маленький волк, а огромный. ?-
- Маленький кабан, а огромный. ?-
- Маленький барсук, а огромный. ?-
Огромный: оленище, лосище, волчище, кабанище, барсучище.
игра: «Чья голова, чей хвост?» - употребление притяжательных прилагательных.
У белки голова (чья) - беличья голова, хвост (чей) — беличий хвост.
У волка — волчья, волчий.
У рыси — рысья, рысий.
У оленя – оленья, олений.
У зайца — заячья, заячий.
У лисы — лисья, лисий.
У кабана – кабанья, кабаний.
У барсука — барсучья, барсучий.
У лося — лосиная, лосиный.
У медведя — медвежья, медвежий.
У белки – беличья, беличий.
Игра «Назови детенышей» - употребление существительных единственного и множественного числа.
У медведицы — один медвежонок, много медвежат.
У зайчихи – один зайчонок, много зайчат.
У лисицы — один лисенок, много лисят.
У ежихи – один ежонок, много ежат.
У оленихи — один оленёнок, много оленят.
У лосихи — один лосёнок, много лосят.
У белки – один бельчонок, много бельчат.
Игра «Подбери признак»:
медведь (какой)- бурый, косолапый, неуклюжий, ….
волк (какой)-…
лиса (какая)-…
ёж (какой)-…
заяц (какой)- …
Тема: «Домашние животные»
Игра «Кто как голос подает?»
Собака – лает
Кошка – мяукает
Овца – блеет
Лошадь - ржёт
Корова – мычит
Утка – крякает
Свинья – хрюкает
Петух – кукарекает
Гусь – гогочет
Игра «У кого - кто?» («один – много»)
У кошки – котенок – много котят
У собаки – щенок – много щенят
У овцы – ягненок – много ягнят
У козы – козленок – много козлят
У коровы – теленок – много телят
У лошади – жеребенок – много жеребят
У свиньи - поросенок – много поросят
У курицы – цыпленок – много цыплят
У утки - утенок – много утят
У гуся - гусенок - много гусят
Игра «Чья голова? Чей хвост? Чьё туловище?» - образование притяжательных прилагательных
У коровы голова (чья) - коровья, хвост (чей) - ….,
туловище (чьё) - ….
У лошади голова (чья) - лошадиная, хвост (чей) - ,
туловище (чьё) - ….
У овцы голова (чья) - овечья, хвост (чей) - ….,
туловище (чьё) - ….
У курицы голова (чья) - куриная, хвост (чей) - …. ,
туловище (чьё) - ….
У козы голова (чья) - козья, хвост (чей) - ,
Туловище (чьё) - ….
У собаки голова (чья) - собачья, хвост (чей) - ….,
туловище (чьё) - ….
У гуся голова (чья) - гусиная, хвост (чей) - ….,
Туловище (чьё) - ….
У кролика голова (чья) - кроличья, хвост (чей) - ,
туловище (чьё) - ….
Учите ребенка составлению описательного рассказа о домашнем животном по плану:
- Кто это?
- Где живёт?
- Какие части тела есть?
- Какого цвета шерсть?
- Как называются детеныши?
- Чем питается?
- Какую пользу приносит человеку?
Игра «Подбери словечко» - образование сложных прилагательных.
У быка острые рога. Бык какой? – (остророгий)
У свиньи короткие ноги. Свинья какая? – (коротконогая)
У кролика длинные уши. Кролик какой? – (длинноухий)
У овцы мягкая шерсть. Овца какая?– (мягкошерстная)
У лошади длинная грива. Лошадь какая?– (длинногривая)
Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
У коровы длинный хвост, а у свиньи - ….
У козы острые рога, а у барана - …
У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть - ….
У свиньи толстые ноги, а у ягнёнка - …
Тема: «Животные Севера»
Игра «Кого на Севере много?» (Добиваться ответа фразой)
- Один морж - На Севере много моржей.
- Один тюлень - На Севере много ….
- Один олень - На Севере много ….
- Один медведь - На Севере много ….
- Один песец - На Севере много ….
- Одна куропатка - На Севере много ….
- Одна сова - На Севере много …
Игра: «Чья голова?»
- У медведя голова (чья) – Медвежья голова.
- У тюленя голова (чья) –… голова.
- У лебедя голова (чья) –… голова.
- У оленя голова (чья) –… голова.
- У совы голова (чья) –… голова.
Игра: «Назови семью»
- У медвежонка папа — медведь, а мама (кто) – медведица.
- У оленёнка папа — олень, а мама (кто) - олениха.
- У тюленёнка папа — …., а мама (кто) –….
- У моржонка папа — …., а мама (кто) –…
- У зайчонка папа — …., а мама (кто) –….
Игра «Подбери словечко» - образование сложных прилагательных.
У оленя острые рога. Олень какой? – (остророгий)
У медведя толстые лапы. Медведь какой? – (толстолапый)
У зайца длинные уши. Заяц какой? – (длинноухий)
У песца острые зубы. Песец какой? – (острозубый)
У моржа длинные усы. Морж какой? – (длинноусый)
Работа с предложением. Употребление предлогов
«из-за», «из-под» (вставьте в предложение пропущенное «маленькое слово»).
- Белый медведь выглянул … сугроба.
- Тюлень вынырнул … …. льдины.
- Оленьи рога видны … чума.
- Песец выбежал … куста.
Тема: «Животные жарких стран»
Игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)
В Африке живут большие, толстокожие… (бегемоты)
В Африке живут сильные, гривастые (львы)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые (зебры)
В Африке живут пятнистые, длинношеие….(жирафы)
А также выносливые, двугорбые (верблюды)
И ещё огромные, сильные (слоны)
Игра «Назови семью»
Учить ребёнка называть членов семьи животных
- Кто детёныш у льва? - Львёнок. - У львёнка папа — лев, а мама (кто) — Львица.
тигр — тигрица — тигрёнок страус — страусиха — страусёнок
слон — слониха — слонёнок верблюд — верблюдица — верблюжонок
Игра «Чья голова, чей хвост, чьё туловище?»
Учить ребёнка образовывать притяжательные прилагательные от существительных
- У льва голова (чья) - львиная голова; хвост (чей) - львиный хвост, туловище (чьё) - львиное туловище.
- У обезьяны – обезьянья, обезьяний, обезьянье.
- У слона – слоновья, слоновый, слоновье.
- У верблюда – верблюжья, верблюжий, верблюжье.
- У черепахи – черепашья, черепаший, черепашье.
- У крокодила – крокодилья, крокодилий, крокодилье.
Тема: «Поздняя осень. Перелетные птицы»
Игра «Кого много?» - учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Одна ласточка, осенью улетает много (кого)
- Осенью улетает много ласточек.
Много: кукушек, грачей, стрижей, журавлей жаворонков, аистов, соловьев, дроздов.
Игра «Кому мы рады?» - учить образовывать дательный падеж существительных. Добиваться полного ответа.
- Прилетела ласточка, мы рады (кому) - Мы рады ласточке.
Рады: кукушке, грачу, стрижу, журавлю, жаворонку, аисту, соловью, дрозду.
Игра «Улетает — не улетает» - взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.
Игра «Четвертый лишний»:
ласточка, голубь, синица, снегирь;
ласточка, скворец, голубь, грач;
журавль, скворец, грач, воробей;
воробей, ворона, кукушка, сова.
Тема: «Зима»
Спросите у ребёнка: - Какое сейчас время года?
- Назови зимние месяцы.
- Какое время года было до зимы?
- Какой зимний месяц первый (второй, третий?
- Какое время года будет после зимы?
Учите рассказывать о зиме по плану,
задав предварительно вопросы:
- Как зимой светит солнце?
- Как дует ветер? Что идёт зимой?
- Что происходит зимой с реками?
- Как одеваются зимой люди?
- Что делают зимой звери?
- Чем занимаются зимой дети?
Игра «Какой - какая?»
мороз в декабре – мороз (какой) - декабрьский
зимой морозно – зима (какая) - морозная
снег летит – снег (какой)- ….
мороз в январе — мороз (какой) – ….
зимой вьюжно — зима (какая) - …
снег сверкает — снег (какой)- ….
мороз в феврале - мороз (какой) – ….
зимой студёно – зима (какая) - …
снег блестит – снег (какой)- ….
Игра «Составь предложение»
- снежки, дети, играть, любят, в -
- Миша, папой, с, горку, строят -
- санки, горы, с, мчаться, вниз -
Игра «Подбери признак» (кто больше придумает слов):
- снег (какой) – белый,пушистый, ….
- лёд (какой) – …
- погода зимой (какая) - …
- снежинка (какая) - ….
Игра «Скажи по-другому»
Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег
Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег
Снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег
Снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце
Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег
Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег
Игра «Чего нет?» - образование родительного падежа существительных.
- Снег. Нет чего? – снега.
- Вьюга. Нет чего? – …
- Метель. Нет чего? – ….
- Сугроб. Нет чего? – ….
- Лёд. Нет чего? – …
- Мороз. Нет чего? – …
Тема: «Зимние забавы»
Игра «Кому что нужно?» - закончи предложение.
Лыжнику нужны лыжи, чтобы …
….
Хоккеисту нужна, чтобы ….
….
Фигуристу нужны, чтобы …
….
Саночнику нужны …., чтобы …
….
Игра «Исправь ошибку».
Лыжнику нужны санки. –
Конькобежцу нужны лыжи. –
Саночнику нужны коньки. –
Хоккеисту нужны санки. –
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Игра «Ёлочные игрушки»- образование относительных прилагательных.
Шарик из стекла (какой) – стеклянный
Снежинка из пластмассы (какая) – пластмассовая
Рыбка из картона (какая) – картонная
Звезда из металла (какая) – металлическая
Шишка из дерева (какая) – деревянная
Сосулька из пластика (какая) – пластиковая
Игра «Подбери признак»
- елка (какая)- зеленая, пушистая, ароматная….
- праздник (какой)- …
- елочные игрушки (какие)- ….
- Дед Мороз (какой)- ….
- Снегурочка (какая)-….
- подарки (какие)-….
Игра «Посчитай до пяти» - согласование числительных
с существительными
Один - шар, два - шара, три - шара и т. д.
Одна - шишка, две – шишки, три – шишки и т. д.
Один - подарок, два - подарка, три - подарка и т. д.
Одна - елка, две - елки, три - елки и т. д.
Одна - маска, две - маски, три – маски и т. д.
Игра «Как бывает в Новый год» (словарь наречий).
В Новый год бывает: морозно, празднично…
Тема: «Одежда»
Игра «Какая одежда?» - образование относительных
прилагательных
Одежда из кожи – КОЖАНАЯ
Одежда из шерсти - IIIЕРСТЯНАЯ
Одежда из ситца - СИТЦЕВАЯ
Одежда из шелка - IIIЕЛКОВАЯ
Одежда из льна - ЛЬНЯНАЯ
Одежда из бархата - БАРХАТНАЯ
Одежда из хлопка – ХЛОПКОВАЯ
Одежда из атласа – АТЛАСНАЯ
Одежда из драпа - ДРАПОВАЯ
Одежда из джинсовой ткани - ДЖИНСОВАЯ
Шуба из кролика – КРОЛИКОВАЯ
Шуба из лисы - ЛИСЬЯ
Шуба из белки - БЕЛИЧЬЯ
Шуба из норки – НОРКОВАЯ
Игра «Скажи ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Рубашка - РУБАШЕЧКА
Платье - ПЛАТЬИЦЕ
Блузка - БЛУЗОЧКА
Шорты - ШОРТИКИ
Носки - НОСОЧКИ
Кофта – КОФТОЧКА
Брюки - БРЮЧКИ
Шуба – ШУБКА
Шапка - ШАПОЧКА
Знакомство с деталями одежды.
В одежде могут встречаться следующие детали:
оборки, карманы, манжеты, воротник,
пояс, ремень, пуговицы, рукава.
Игра «Скажи наоборот» - подбор слов-антонимов
Длинный рукав – короткий рукав
Узкая юбка - … юбка
Короткое платье - …. платье
Толстая кофта - …. кофта
Светлый костюм - …. костюм
Чистая одежда - …. одежда
Сухая одежда - …. одежда
Игра «Мой, моя, моё, мои» - употребление притяжательных местоимений (продолжи ряд)
Моя – шуба, ….
Мой – сарафан, …
Моё – бельё, ….
Мои – штаны, ….
Игра «Закончи предложение».
Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять … (желтых рубашек).
Это нарядное платье, а на вешалке висят пять …. (нарядных платьев).
Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять …. (кожаных плащей).
Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ….(шерстяных носков).
Это драповое пальто, а портниха сшила пять ….(драповых пальто).
Игра «Один-много» - образование существительных во множественном числе в Родительном падеже
Одна рубашка – много рубашек
Одна юбка – много юбок
Одно платье – много платьев
Одни брюки – много брюк
Один сарафан – много сарафанов
Одни шорты – много шорт
Одна футболка – много футболок
Одна шуба – много шуб
Один шарф – много шарфов
Одни перчатки – много перчаток
Тема: «Обувь»
Образование относительных прилагательных в упражнении «Из чего делают обувь?»
- обувь из кожи - КОЖАНАЯ
- обувь из резины –
- обувь из вельвета -
- обувь из материи -
- обувь из меха -
- обувь из замши –
Игра «Скажи со словом пара»:
- Что означает слово «пара»?
- Почему обувь делают парами?
- Назови обувь со словом «пара»:
(ПАРА ТУФЕЛЬ, ПАРА БОТИНОК, ПАРА САПОГ, ПАРА ТАПОК).
Игра «Добавь слово «полу»:
- Назови обувь, добавляя в начало
слово «полу»:
БОТИНКИ - ПОЛУБОТИНКИ
КЕДЫ - ПОЛУКЕДЫ
САПОЖКИ – ПОЛУСАПОЖКИ
Тема: «Головные уборы»
Образование относительных прилагательных в упражнении «Из чего делают головные уборы?»
- шляпа из соломы – соломенная
- шляпа из фетра –
- шляпа из меха -
- шляпа из меха кролика -
- шляпа из меха лисы -
- шляпа из меха норки -
- шляпа из меха соболя -
- шляпа из меха каракуля -
- кепка из шерсти -
- кепка из кожи –
- платок из пуха –
- платок из шёлка
Образование Родительного падежа существительных во множественном числе в игре «Скажи со словом «МНОГО»:
Шляпа – много шляп
Берет – много
Шапка –
Кепка –
Панама –
Фуражка –
Платок –
Тема: «Посуда»
Учите детей называть и классифицировать посуду:
- Покажи и назови кухонную, столовую, чайную посуду.
Игра «Великан» - учить образовывать существительные с преувеличительными суффиксами.
У нас нож, а у великана.? — У великана ножище, кастрюля — кастрюлище, стакан — стаканище,
самовар — самоварище, бокал – бокалище, сковорода — сковородище
Игра «Без чего посуда?» - учить употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ».
- У кастрюли оторвалась ручка, кастрюля без (чего)- Кастрюля без ручки.
- Отломился носик у чайника, чайник без (чего)- чайник без носика.
- У сковороды прохудилось дно, сковорода без (чего)- Сковорода без дна
- У банки потерялась крышка, банка без (чего)- банка без крышки.
Игра «Какая посуда?» - учить соотносить название посуды с названием продуктов
- Какая посуда нужна для хлеба? - хлебница.
- Для сухарей – сухарница.
- Для конфет – конфетница.
- Для соли – солонка.
- Для перца – перечница.
- Для масла – маслёнка.
- Для селёдки – селёдочниц.
- Для супа – супница.
- Для соуса – соусник.
- Для сахара — сахарница.
- Для салата – салатница.
- Для молока – молочник.