Екатерина Кияйкина
Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
расширение и активизация словаря по теме;
подбор признаков к предметам;
согласование прилагательных с существительными;
образование родственных слов;
употребление существительных в родительном и творительном падежах;
составление сложноподчиненных предложений;
составление рассказа по схеме;
развитие мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Город“ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
игрушка: лиса в национальном мордовском костюме;
цветы и ваза из картона на магнитах,
предметные картинки;
слайды;
схема для составления рассказа.
1. Организационный момент
– Ребята, послушайте стихи:
На большой планете городов не счесть,
Но один лишь город родной на свете есть.
Самый он любимый, самый дорогой.
Там, где ты родился – город твой родной!
– О чем мы будем говорить на занятии? (Мы будем говорить о своем родном городе).
– Назовите слова, подходящие к слову «город». (Площадь, дом, улица, парк, завод, школа).
2. Беседа по теме (повторение)
– Вспомните, ребята, как называется наша страна? (Россия).
– Россия – огромная страна, в ней много городов. В каком городе мы живем? (В Саранске). Саранск – главный город в Мордовии, ее столица.
– Что есть в каждом городе? (В каждом городе есть улицы. Дома. Площади. Дороги).
– Почему люди не путают улицы? (У каждой улицы есть свое название).
– На какой улице вы живете? (Я живу на улице)
– Как горожане заботятся о своем городе? (Строят новые дома. Чинят дороги. Убирают на улицах мусор. Сажают деревья, цветы, газоны).
3. Подбор прилагательных к существительному «город»
Игра «Букет красивых слов».
– Почему мы любим Саранск? (Потому что это наш родной город). Давайте скажем красивые слова о родном городе и подарим ему букет. Возьмите со стола цветы и подойдите к доске. Ставьте цветок в вазу и называйте слово–признак. Саранск какой? (Родной, уютный, любимый, красивый, тихий, шумный, зеленый, чистый, весенний, солнечный, многолюдный, спортивный, строящийся, современный, гостеприимный).
4. Образование родственных слов.
– Куда можно пойти, чтобы больше узнать о своем городе? (В музей). Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в музей. Как называется профессия человека, который проводит экскурсии? (Экскурсовод).
– Кем я буду? (Экскурсоводом).
– Чтобы войти в музей, нужно подобрать слова, родственные к слову город. (Городской. Городок. Города. Горожане. Загородный. Пригород. Иногородний).
5. Употребление существительных в родительном падеже.
Игра «Чего много в городе?»
– Музей открыт. Первый зал – фотовыставка. Посмотрите на фотографии и скажите, чего в нашем городе много? (В Саранске много красивых зданий и мостов. Театров и кинотеатров. Музеев и библиотек. Площадей и проспектов. Заводов и фабрик. Школ и детских садов. Магазинов и рынков. Памятников и фонтанов. Стадионов и парков).
6. Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Чем знаменит Саранск?»
Следующий зал музея – «Достопримечательности Саранска». Мы будем смотреть слайды.
– Чем знаменит Саранск? (Саранск знаменит музеем скульптора Эрьзи. Храмом Ушакова. Новым театром оперы и балета. Красивыми зданиями. Кукольным театром).
– Чем мы любуемся? (Лисьим мостиком. Музыкальными фонтанами. Парком им. А. С. Пушкина).
7. Физминутка.
Это город. Как высок он! Дети делают круг, широко расставив руки,
поднимают руки вверх.
Сколько крыш и сколько окон. Смыкают руки над головой,
«Распахивают» руки.
Город наш такой большой. Движение руками снизу –вверх и в стороны
Он уютный и живой. «Обнимают» себя, бегут на месте.
Город дышит и растет. Делают глубокий вдох – выдох, приседают
и медленно поднимаются на носочках,
поднимая руки вверх.
Он сверкает и цветет. Движения кистями рук «фонарики»,
«распускаются цветы».
Город улыбается. Улыбаются друг другу,
Он нам очень нравится! Движение: ведущая рука в кулак,
Большой палец вверх.
8. Составление сложноподчиненных предложений.
Игра «Почемучка».
Мы – в «Зале загадок». Здесь нас ждет лиса, символ Саранска. Она хочет поиграть с вами в игру «Почемучка».
– Почему в Саранске строят новые дома? (Потому что становится больше жителей).
– Почему в городе много стадионов? (Потому что много людей занимается спортом).
– Почему на улицах города чисто? (Потому что каждый день дворники подметают улицы).
– Почему улица называется «Лесная»? (Потому что эта улица рядом с лесом).
– Почему сейчас по улицам текут ручьи? (Потому что пришла весна).
9. Составление рассказа о городе по схеме.
– Давайте подарим лисе рассказ о своем городе. Составим рассказ о Саранске с помощью схемы. (Рассказ по цепочке).
(Я живу в городе Саранске. Мой город – небольшой, уютный, чистый и красивый. В Саранске много музеев, театров и стадионов. Наш город знаменит музеем скульптора Эрьзи, храмом Ушакова. Я очень люблю свой родной город. Я не бросаю на улице мусор и не ломаю деревья. Я хочу, чтобы Саранск всегда был красивым и чистым).
10. Итог занятия.
– Наша экскурсия подошла к концу. Где мы были? (Мы были в музее).
– О чем мы говорили на занятии? (О Саранске).
– Какие задания мы выполняли? (Называли слова–признаки. Играли в игры «Чего много в городе?», «Чем знаменит Саранск?», «Почемучка». Составляли рассказ о своем городе). Лиса прощается с вами и говорит вам: «До свидания».
Список используемых источников
1. Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / М. : Детство–Пресс. – 2010. – 80 с.
2. Филичева,Т. Б. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова – М. : Просвещение. – 2010. – 272 с.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Детство–Пресс. – 2009. – 560 с.