Ивачева Лилия Филлиповна
Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР
СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.
1. Сказка “Жадный медвежонок”
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «Моё!».
Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «мой!» - заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «бедная моя лапа!» - зарычал он.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.
Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «моё!» - свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».
После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей : «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».
Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
2. “Помоги Мальвине и Буратино”
В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).
– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.
Далее логопед говорит:
– Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощения.
логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты, просит детей :
– Скажите, что вы возьмете, но так, чтобы слышались слова “мой”, “моя”. Дети отвечают: “Мой банан. Мой апельсин. Моя конфета”. Затем каждый ребенок составляет по одному предложению: “Я возьму мою конфету и мой зефир. А ты?
А я возьму мой банан и мою шоколадку”.
3. На столах разложена одежда детей. Дети должны выбрать свою одежду и назвать её. Например, это мой шарф, моя кофта, моё платье и т. д.
4. “Кто самый внимательный”.
Дети идут в магазин за покупками, игрушками, отдают логопеду свои вещи, складывая их в коробку. Ведущий, доставая по одному предмету, спрашивает детей : Чей грузовик? Чей самолет? Чья кукла? Чья машина? Вызванный ведущим ребенок отвечает: Мой грузовик. Моя кукла. Моя машина. И т. д.
5. «Волшебные часы».
Ведущий раздаёт детям разноцветные сигнальные карточки. На доске вывешиваются часы, на циферблате которых изображены предметы разного цвета. Вызванный помощник вращает стрелки, останавливая их напротив предмета, окрашенного в один из основных цветов.
При этом задаё тся вопрос:
Чей шар, самолёт, медведь и т. д. Чья сумка, шуба, лента, майка и т. д.
Ребёнок, имеющий сигнальную карточку соответствующего цвета, отвечает на вопрос:
Мой шар, самолёт, медведь и т. д.
Моя сумка, шуба, лента, майка и т. д.
6. Дети выходят на поляну. Играет тихая музыка. Как только музыка станет громче, они снимают с кустов карточки с изображёнными предметами, но только теми, у которых художник забыл нарисовать одну деталь. Стул без спинки, тумбочка – без ножки, стол – без крышки, чайник – без ручки, машина – без руля, автобус – без фары, дом – без крыши, платье – без рукавов. Затем дети подходят к стенду, находят недостающую часть предмета и говорят:
– Дайте, пожалуйста, мою ножку, крышку, спинку, фару. Мой руль, рукав, хвост
7. Игра с мячом.
Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребё нку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т. д. ”.
8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка, для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребё нок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.
9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.
– Глеб к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал:
– Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино!
– Никому я их не дам!
– Ну сиди, играй в них сам.
Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:
– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?
– Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?
Дети отвечают.