Ирина Маглий
Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий
в формировании лексико-грамматических
категорий у детей с ОНР
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
Публикация «Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» размещена в разделах
Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменение всей речевой системы.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы:
-Фонетика;
-Фонематические процессы;
-Лексика;
-Грамматический строй речи;
-Связная речь
Самым эффективным, и важнейшим направлением коррекционного обучения является игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и, в то же время, - основной вид деятельности старшего дошкольника.
Игровые технологии – методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных игр.
Игровые технологии являются составной частью в формировании лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.
Игровые технологии :
- повышение мотивации к НОД
- развитие познавательных процессов
- развитие коммуникативных процессов
- повышение коммуникативности в коррекционно-развивающей работы
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
- Игры с предметами
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрой, мазаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины и формы.
-Игры-инсценировки (драматизации).
Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.
-Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификации и т. д.)
- Словесные игры
В эту группу входят большое количество народных игр, типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Словесные игры
Словесная игра является необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи.
Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по развитию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем.
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей : называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Шуточная игра «Ехали мы, ехали.» (дифференциация глаголов с приставками).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
Применение игровых средств на НОД позволяет:
• удерживать работоспособность на высоком уровне;
• обеспечивать легкое и быстрое усвоение программного материала;
• увеличить объём словарного запаса;
• овладеть навыками словоизменения, словообразования;
• совершенствовать связную речь.