Роза Нестерова
Картотека дидактических игр природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр природоведческого характера (животные)
Название группы: Старшая группа
ДИ-Ж №1
Название: «Зоологическое домино»
Дидактическая задача : Закреплять названия диких и домашних животных.
Оборудование: Карточки - лото.
Игровое правило: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.
Публикация «Картотека дидактических игр природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игровые действия: Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.
Ход: На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре.
Игра повторяется, но при этом надо перемешать карточки и взять другие.
ДИ-Ж №2
Название: «Птицы (звери, рыбы)»
Дидактическая задача : Упражнять в классификации животных, птиц, рыб.
Оборудование: камушек.
Игровые правила: Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия: Передача камешка, отыгрывание фантов, или вокруг стола, или становятся в кружок.
Ход: Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и быстро передает предмет следующему.
Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.
Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
ДИ-Ж №3
Название: «Давайте поселим зверей в наш лес»
Дидактическая задача : Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т. д.).
Игровые правила: Играть в команде (3 команды по 2-3 человека в каждой). Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Игровые действия: Выбрать карточку с изображением одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему. На дидактической картине с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).
Ход: Педагог предлагает детям разбиться на команды. Командам представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него.
ДИ-Ж №4
Название: «Путешествие по карте леса»
Дидактическая задача : Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика, составляя связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети и т. д.
Оборудование: Картина, изображающей лес с домиками лесных зверей и птиц (с кружочками, бросательный кубик
Игровые правила: Количество играющих 4 - 6 человек. Играть по очереди. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса. При попадании на кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.
Тот, кто все правильно рассказал, имеет право двигаться по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.
Игровые действия: По картине, изображающей лес с домиками лесных зверей и птиц (по кружочкам) пройти до финиша, назвав домики животных и их хозяев.
Хо Ход: Педагог раскладывает перед детьми карту леса. Знакомит детей с правилами игры и заданием, предлагает с помощью кубика по очереди продвигаться по карте леса. В конце игры подводится итог.
ДИ-Ж №5
Название: «Узнай по силуэту»
Дидактическая задача : Уточнить умения по силуэту, характерной форме узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили.
Оборудование: картинки с силуэтами животных.
Игровые правила: Количество играющих неограниченно. По силуэтам различных животных с четкими характерными признаками, выполненные из тонированного картона, линолеума, дерматина и др., нужно узнать животное, назвать его, описать внешний вид, где обитает, чем питается.
Игровые действия: Отгадать загадку, найти силуэт животного и ответить на вопросы воспитателя.
Ход: Педагог загадывает загадку, ребенок должен отгадать и найти соответствующий силуэт животного. Далее воспитатель спрашивает: где животное обитает, чем питается, как можно ухаживать.
Усложнение: Одни спрашивают, другие отвечают.
Усложнение: Можно показать животное пантомимой. Для каждого животного можно подобрать эпитет, придумать предложение. Поощряются самые оригинальные ответы детей.
ДИ-Ж №6
Название: «Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Игровые правила: Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «Какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Игровые действия: Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Ход: Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он. Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка. Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны.
Усложнение. Можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
ДИ-Ж №7
Название: «Я знаю…»
Дидактическая задача : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Оборудование: Мяч.
Правила игры: Играющие по очереди перечисляют объекты из класса животных.
Игровые действия: Поймать мяч и перечислить 5 объектов из какого либо класса животных.
Ход: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий …» и перечисляет. Возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит другой класс так далее.
ДИ-Ж №8
Название: «Перелёт птиц»
Дидактическая задача : Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Оборудование: Картинки птиц.
Правила игры: играющие только после сигнала бегут к условному обозначению.
Ход: На столе разложены картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребё нок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж, другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
ДИ-Ж №9
Название: «Кто чем питается?»
Дидактическая задача : Помочь закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.
Оборудование: Планшет, на котором по кругу размещены разные корма для различных видов животных.
Правила игры: В игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.
Игровые действия: отгадать загадку о животном, указать вид корма.
Ход: Воспитатель показывает детям планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных. Воспитатель загадывает загадку о каком-либо животном, отгадавший игрок указывает на планшете вид корма, которым питается данное животное.