Елена Чувилина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом)
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч ребенку, а он должен быстро ответить.
Иней летом (не бывает)
Снег зимой (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
2. Дидактическая игра «Добрые слова»
Цель: развитие речевой активности.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Ход игры. Воспитатель говорит детям и подчеркивает, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые наоборот вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова для солнышка и березы; для лисички и белочки; для ребенка и т. д.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…
Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька.
Мама - мамусик, мамуля, мамуленька…
Солнце –солнышко…
4. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь (в мешочке находятся предметы, изготовленные из различных материалов)
Ход игры: Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке.
5. Дидактическая игра «О чем я сказала?»
Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть такие слова которые близкие и противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем очень часто и много разных предметов называем этими словами.
Например:
Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ножка - у ребенка, животного, стола, стула.
Ушко, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.
6. Дидактическая игра. «О чем еще так говорят?»
Цель: закреплять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет –снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет – девочка, радио…
Горький – перец, лекарство, лук… и т. д.
7. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов для той или иной игры; формировать у детей умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, ведерко, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.
8. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: закрепить у детей знания о домашних животных и птиц.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
9. Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. Это означает, что она летает. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Затем наоборот воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.