Елена Чувилина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом)
Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции.
Материалы: мяч.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч ребенку, а он должен быстро ответить.
Молния зимой. (не бывает).
Иней летом (не бывает).
Снег зимой (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
Летом снег. (не бывает).
2. Дидактическая игра «Добрые слова»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры. Воспитатель говорит детям и подчеркивает, что есть очень много разных добрых слов, поэтому их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают нам в жизни, а злые вредят. Предлагаю вам вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы. Придумать добрые слова для детей в группе.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель называет любое слово, а дети, подумав, должны подобрать эти слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуленька.
Мама - мамочка, мамуля, мамуленька…
Заяц – зайчонок, зайчик, зайчишка…
Лиса - лисонька.
Солнце –солнышко…
Рука - ручка, ручонка.
Далее дети могут играть самостоятельно.
4. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь (в мешочке находятся предметы, изготовленные из различных материалов).
Материалы: разные игрушки, предметы.
Ход игры. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке.
5. Дидактическая игра «О чем я сказала?»
Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.
Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.
6. Дидактическая игра. «О чем еще так говорят?»
Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Материалы: герои сказок.
Ход игры. Подскажите Зайчику, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет –снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет – девочка, радио…
Горький – перец, лекарство, лук… и т. д.
7. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Материалы: кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка.
Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.
8. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Материалы: картинки животных.
Ход игры. Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
9. Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.