Елена Чувилина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом)
Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции.
Материалы: мяч.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч ребенку, а он должен быстро ответить.
Молния зимой. (не бывает).
Иней летом (не бывает).
Снег зимой (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
Летом снег. (не бывает).
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
2. Дидактическая игра «Добрые слова»
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры. Воспитатель говорит детям и подчеркивает, что есть очень много разных добрых слов, поэтому их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают нам в жизни, а злые вредят. Предлагаю вам вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы. Придумать добрые слова для детей в группе.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель называет любое слово, а дети, подумав, должны подобрать эти слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуленька.
Мама - мамочка, мамуля, мамуленька…
Заяц – зайчонок, зайчик, зайчишка…
Лиса - лисонька.
Солнце –солнышко…
Рука - ручка, ручонка.
Далее дети могут играть самостоятельно.
4. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь (в мешочке находятся предметы, изготовленные из различных материалов).
Материалы: разные игрушки, предметы.
Ход игры. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке.
5. Дидактическая игра «О чем я сказала?»
Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.
Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.
6. Дидактическая игра. «О чем еще так говорят?»
Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Материалы: герои сказок.
Ход игры. Подскажите Зайчику, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет –снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет – девочка, радио…
Горький – перец, лекарство, лук… и т. д.
7. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Материалы: кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка.
Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.
8. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Материалы: картинки животных.
Ход игры. Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
9. Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.