Петрушенко Елена Николаевна
НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
познавательно - практического характера
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Волшебный фильтр».
Цель: дети создадут условия для посадки водяного гиацинта, познакомятся с принципом работы фильтра, научатся его изготавливать и использовать для очистки воды.
Задачи:
1. Закрепить имеющиеся представления детей о среде обитания и условиях произрастания водных растений (на примере водяного гиацинта);
Публикация «НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста „Волшебный фильтр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
2. Развивать умение работать по схеме, следуя алгоритму действий в процессе изготовления фильтра;
3. Продолжать поддерживать интерес к природе и проблемам ее охраны;
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности в процессе практической деятельности.
Оборудование:
телевизор, ноутбук, аквариум, лазерный фонарик, контейнер с водными растениями и маленькой улиткой
контейнер с большой улиткой, пакет для почтовых отправлений: "грязная вода" в 5литровой канистре, схемы фильтрации воды,
лаборатория «Фильтрация воды» на каждого ребёнка (подносы, прозрачная кружка, воронка, ватный диск, песок, марля, стакан)
папка с экологическими знаками
Предварительная работа: дети и воспитатель решили посадить в аквариуме группы водное растения. Родители принесли водяной гиацинт и даже маленькую улиточку. А воды нет. Воспитатель вспомнила, что сестра живёт возле озера. Позвонила сестре и попросила её передать канистру с водой для аквариума. Стали ждать посылку. Утром, в день занятия, возвращаясь с утренней гимнастики получили посылку на вахте.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Организационный момент, ритуал начала занятия:
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок (приседают изображая ладонями маленький цветок)
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).
В- ль: – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, узнавать. Настало время открыть долгожданную посылку.
Дети достают посылку и несут её к столу. Раздается звук, обозначающий получение электронного письма.
В- ль: Слышу электронное письмо пришло. Этот звук обозначает, что от сестры. Пойдёмте прочитаем!
Слайд 1 с видео звонком.
Дети садятся на стульчики перед телевизором.
Текст видео звонка: Здравствуй, сестра. Ты получила посылку? Передаю тебе и детям твоей группы воду для аквариума как ты просила. Но воду нельзя. (связь прерывается).
В-ль: Вы, что нибудь поняли? Эту воду нельзя. Что нельзя? Что хотела сказать сестра?
Дети: Ответы детей.
В-ль: Что будем делать?
Дети: Ответы детей.
(Воспитатель и дети возвращаются к посылке, достают канистру с водой, рассматривают воду).
В-ль : Какая вода? Что находится в воде?
Дети: грязная, в ней земля, песок, мусор.
Проблемная ситуация:
В-ль сомневается: Не знаю смогут ли жить водные растения и улиточка в такой воде. Какие условия необходимы водным растениям для произрастания? Что же будем делать?
Дети: ответы детей.
В-ль: Как мы можем очистить воду? Чем то дома родители очищают воду?
Дети: ответы детей.
В-ль: Что такое фильтр? Фильтр – это прибор, для очистки воды.
Рассматриваем разнообразие фильтров (потолочные фризы, прослеживая взглядом за лучом лазерного фонарика.
В-ль : Но у нас нет фильтра? Хотите попробовать сделать фильтр сами? Что нужно для изготовления фильтра?
Дети: Ответы детей.
В-ль : давайте вместе посмотрим на схеме, что нам нужно для изготовления. Где то в группе у нас находится всё необходимое?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель с детьми готовит наборы для опыта «Фильтрация воды» на каждого ребёнка (прозрачная кружка, воронка, ватный диск, песок, марля, стакан, схема фильтрации воды).
Дети изготавливают фильтры для фильтрации воды, ориентируясь на схему и комментируя свои действия.
Первый слой в фильтре – ватный диск. Второй слой - песок. Третий слой - марля. Выливаем тонкой струйкой грязную воду.
В-ль: Какая стала вода? Что помогло нам очистить воду?
Правильно ли мы с вами проводили действия по очистке воды с помощью фильтра? Почему вы так думаете?
Дети: вода стала чистой, всё правильно делали, фильтр помог.
Проводим фильтрацию воды 1 раз, выливая профильтрованную воду в аквариум.
В-ль: воды получилось пока немного надо ещё раз профильтровать.
Электронная зрительная гимнастика "В морской пучине".
Дети помещают водные растения и улиточку в аквариум.
Раздается звук, обозначающий получение электронного письма.
В- ль: Связь восстановилась, опять электронное письмо пришло. Этот звук обозначает, что от сестры. Пойдёмте прочитаем!
Слайд 2 с видео звонком.
Дети садятся на стульчики перед телевизором.
В-ль: Текст видео звонка: Здравствуй, сестра. Ты получила посылку? Передаю тебе и детям твоей группы воду для аквариума как ты просила. Но воду нельзя сразу наливать в аквариум потому что она грязная. Эту воду надо очистить при помощи фильтра, который вы можете сделать сами. Высылаю вам вместе с водой инструкцию по изготовлению фильтра. Если вы сделаете всё правильно, то ваши водные растения даже зацветут. Желаю вам удачи! До свидания.
Сюрпризный момент:
Воспитатель в момент прослушивания детьми видео письма помещает в аквариум большую улитку.
Дети возвращаются в лабораторию после прослушивания видео письма, посмотреть не зацвели ли водные растения. И видят, что улитка выросла.
В-ль : дети, а как вы думаете отчего так быстро улитка выросла?
Дети: Ответы детей (вода стала чистая, мы хорошие фильтры для воды сделали, хорошие условия создали для улиточки).
В-ль : теперь вода в нашем аквариуме чистая, а у сестры в озере остаётся грязной?
Как помочь сестре очистить воду в озере?
Что мы можем сделать, чтобы люди больше не засоряли озеро?в пучине морскойМожно поставить запрещающие знаки?
В-ль напоминает детям, что где-то в группе есть папка с экологическими знаками.
Дети приносят папку из опытнического центра, рассматривают знаки. Выясняют, что есть экологические знаки, оберегающие природу, но нет знаков, оберегающих чистоту воды.
Договариваются нарисовать их и отправить сестре, что бы она установила их на берегу озера.
Итог занятия.
В-ль : Ребята, что вам понравилось и запомнилось сегодня?
Выберите себе смайлик с тем настроением какое у вас сейчас по окончанию занятия.
Хотите взять домой схемы и научить своих родителей изготавливать фильтр?
Дети: Ответы детей.
Ритуал окончания занятия.
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек, внизу ладонь воспитателя) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”. Воспитатель подкидывает ладошки детей вверх.