Елена Чувилина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Что это за птица?»
Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть. Но сначала делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы будут описывают птицу, а дети другой подгруппы – должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
2. Дидактическая игра «Путешествие»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.
Ход игры. Воспитатель выбирает одного - двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке (Предмету). Далее выбирают с помощью считалки других ведущих и игра продолжается.
3. Дидактическая игра «Да или нет»
Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и отвечают словами: «да» или «нет».
Бабочки зимой летают?
Осенью цветут цветы?
Зимой растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Урожай зимой собирают?
Дождь зимой бывает?
Достаем летом лыжи мы?
Достаем зимой мы сапоги?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Можно детям зимой загорать?
Куртки, шапки летом надевать? и т. д.
4. Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Ход игры. Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.
Например: «мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
Маша насыпала сахар… Куда? (В сахарницу.)
Вова вымыл руки и положил мыло… Куда? (В мыльницу.)
Девочка положила игрушку. Куда? (В коробку).
Дети рисуют. Где? (На бумаге).
5. Дидактическая игра «Что это значит?»
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, не испортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая краска - не засохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.
6. Дидактическая игра «Догони свою тень»
Цель: познакомить с понятием света и тени.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям. Кто отгадает загадку?
Я иду – она идет,
Я стою – она стоит,
Побегу – она бежит. (тень.)
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где ещё есть тень? На что похожа) Догоните тень. Потанцуйте с тенью.
7. Дидактическая игра «Кто (что) летает»
Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
8. Дидактическая игра «Кто же я?»
Цель: указать названное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро указывает на растение. Дети называют растение после сигнала воспитателя. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко. В конце игры подсчитывают количество очко. У кого больше очков, тот берет роль ведущего и указывает на растение.