Марина Резанова
Карта обследования речи детей 6–7 лет
▼ Скачать
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___ Дата обследования ___ Возраст ___
Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата:
Отметить: наличие и характер аномалий в строении:
а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ ___
б) челюстей: прогения, прогнатия ___
в) прикуса: открытый передний, открытый боковой ___
г) зубов: мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т. д. ___
Публикация «Карта обследования речи детей 6–7 лет» размещена в разделах
д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка ___
е) неба (твёрдого, мягкого) : излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т. д. ___
Речевая моторика. Выполнить следующие движения:
а) для губ:
вытянуть вперед – раздвинуть в улыбке___,
оскал – покой___,
губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны в сторону___;
б) для языка:
показать широкий язык – узкий,___поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю,___ узким языком попеременно коснуться углов рта___, лакательные движения языком,___ пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка___;
в) для нижней челюсти:
рот широко открыть – закрыть___,
осторожно подвигать нижней челюстью вправо-влево___;
д) саливация___
Отметить в карте : наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия
Состояние слуховой функции:
1. Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты___
2. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа: «Возьми куклу, положи», «Подойди к шкафу, возьми мозаику», «Собери пирамидку»___
Состояние общей моторики:___
Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.
Синкенезии (мимика)___, наличие навязчивых движений (тело)___
Состояние дыхательной и голосовой функций:
Отметить: тип дыхания___ (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное, объем, продолжительность речевого выдоха:___ для детей 5 лет – 2-3 слова, для детей 6-7 лет – 3-5 слов.
Дать характеристику голоса: громкость___ (чрезмерно тихий, громкий, нормальный,
наличие или отсутствие носового оттенка,___монотонности___
Особенности динамической стороны речи :
Темп: нормальный, ускоренный, замедленный, запинки.
Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи
Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Психические процессы
Внимание___
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)
Мышление
обобщение словом___
исключение «4-го лишнего»___
Память
запоминание предметов (слов) ___
добавление предмета в линейный ряд ___
уменьшение предметов в линейном ряду___
Знание основных цветов (знает, не знает, соотносит или нет)
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)
Особенности фонетики
Определить: характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях:
а) изолированное произношение;
б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;
в) в словах
с сь з зь ц ш ж ч щ р рь л ль й м н б д в к кь г гь х хь
и
с
С
Фонематический слух
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном) :
да-та-та ___ ка-га-га ___
ба-па-ба ___ ко-го-го ___
са-за-са___ ша-жа-жа___
фу-бу-фу___ ра-ла-ла___
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:
Анализ:
1. выделение начального гласного в словах (для детей 6 лет) : Аня, Оля, утро, Инна___
2. дифференциация звуков по противопоставлениям. Покажи на картинках, где рожки – ложки, где коса-коза, трава-дрова, крыса-крыша, бочка-почка.
___
3. определение места звука в слове по отношению к другим звукам___ Например:
«Где находится звук [Р] в слове «рак», в слове «пар»?
Синтез:
4. cоставление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности. Например:
М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А ___ Фонематические представления:
5. придумывание слов на данный звук. Например: [С] – сумка___, [3] – зубы___,
[Ш] – шапка___,
[Ж] – жук___,
[Р] – рыба___,
[Л] – луна___,
[Ц] – цапля___;
6. вычленение данного звука. Например: из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Слоговая структура слова___
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т. д.)
Особенности словарного запаса:
1. Название действия по предъявленному предмету.
щука - плавает, ласточка. ,
кузнечик., змея___
2. Подбор определений к слову. : Море какое? (лист –. , цветок –. , дом –. , лимон –. , конфета –.
3. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа) : большой – маленький___; впереди – позади___; длинный – короткий;___ входит – выходит___; высокий – низкий___; вбегает – выбегает___;
далеко – близко___; смеется – плачет___…
Состояние грамматического строя речи :
Словоизменение:
а) изменение по падежа: У меня есть кукла. У меня нет. (куклы).
Я люблю играть с. (куклой). Я купаю. (куклу).
Я пою песенку. (кукле);
б) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Например: дом – дома – домов, окно – окна – окон (дерево –___, шар – ___, марка – ___, яблоко – ___, книга – ___…
стол – …___
в) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. тарелка. (красная)___ – мяч. (красный)___ – платье. (красное)___
г) согласование числительных «два» и «пять» с существительным: мяч___, мак,___сумка___, яблоко___, ведро___, окно.
Словообразование:
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: стул – стульчик, кровать – кроватка (картина –___, ложка –___, кукла___, дом – ___
б) образование прилагательных от существительных (подготовительная группа) : дерево - деревянный, резина ___ стекло ___
в) образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа). Например: ходить – выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить, проходить___ (бежать –___летать – ___
Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты ___
___
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз) ___