Светлана Петрова
Примерные задания для обследования познавательного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дети раннего возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания преимущественно имеют невербальную форму выполнения. Задания предлагаются детям с учётом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее лёгких к наиболее сложным. При анализе результатов обследования основное внимание мы уделяем оценке возможностей ребёнка в плане принятии помощи, т. е. его обучаемости. Задания предлагаются в зависимости от возраста ребёнка и от сформированности основных показателей развития. В качестве оборудования используется преимущественно объемный материал. Часто дети раннего возраста с трудом вступают в контакт с незнакомыми взрослыми, в этом случае родители принимают опосредованное участие в обследовании. Родители с помощью подготовленной нами памятки выполняют с ребёнком необходимый набор заданий.
Публикация «Примерные задания для обследования познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
1. Игра с куклой. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, выявление уровня сформированности ориентировки в схеме тела и лица. Оборудование: кукла. Проведение обследования. Педагог (психолог) просит ребё нка: «Возьми куколку (ля-лю!». Просит показать ручки, ножки, глазки, рот, ушки и т. п. Затем ребёнку предлагают раздеть куклу и покачать её. Обучение. Если ребенок не выполняет предложенные ему действия, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
2. Игра с машиной. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, выявление уровня сформированности ориентировки в схеме тела и лица. Оборудование: машинка-грузовик, мишка. Проведение обследования. Педагог (психолог) просит ребё нка: «Покатай машинку!». Можно попросить ребёнка взять мишку (неваляшку, посадить мишку (неваляшку) в машинку, покатать. Затем педагог (психолог) просит ребёнка взять мишку, показать, где у мишки ручки, ножки, ушки, нос, глазки и т. п. Обучение. Если ребенок не выполняет предложенные ему действия, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу. Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
3. Сложи стаканчики. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину. Оборудование: три стаканчика-вкладыша, разных по величине. Проведение обследования : Педагоги (психолог) вынимает стаканчики один их другого и просит ребё нка: «Сложи стаканчики, маленький в большой». Обучение. Если ребенок не выполняет предложенные ему действия, взрослый показывает ему, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу. Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения - ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
4. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки. Проведение обследования. Педагог (психолог) даёт ребёнку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение. Обучение. Педагог (Психолог) берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
5. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец. Проведение обследования. Педагог (психолог) предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.
6. Игра с посудой. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета. Оборудование: посуда (кружки, тарелки) четырех цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный). Проведение обследования. Перед ребенком ставят две (четыре) кружки и просят: «Поставь кружечку на такую же тарелочку». Затем педагог (психолог) просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждой кружки (тарелки) : «Назови, какого цвета эта кружечка». Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
7. Игра с цветными кубиками. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета, на выявление у ребёнка умения действовать по подражанию, по показу. Оборудование: цветные кубики - два красных, два желтых, два зеленых, два синих (четыре цвета). Проведение обследования. Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог (психолог) просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик». Затем ребёнка просят построить башенку (домик) по показу (если ребёнок не выполняет действие, то педагог (психолог) просит ребёнка построить башенку (домик) по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
8. Конструирование из палочек («молоточек» или «домик»). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу. Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета. Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня». Обучение. Если ребенок по показу не может создать «молоточек», экспериментатор просит выполнить задание по подражанию : «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. Оценка действий ребенка: принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу, обучаемость, результат, отношение к результату.
9. Разрезные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части. Проведение обследования. Педагог (психолог) показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог (психолог) сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.
10. Игра с животными. Задание направлено на выявление уровня развития общей осведомленности, уровня речевого развития (звукоподражания, активный и пассивный словарь). Оборудование: фигурки животных (корова, собака, кошка, гусь, петух). Проведение обследования. Педагог (психолог) показывает ребенку фигурки животных и спрашивает: «Кто говорит му-у-у?». Затем ребё нку показывают фигурку животного и спрашивают: «Кто это? Как он (она) говорит?» Обучение. Если ребёнок не называет животных, не обозначает их звукоподражаниями, это выполняет педагог (психолог, затем задание повторяется. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат, уровень общей осведомленности, уровень развития речи.
11. Театр. Задание направлено на выявление уровня развития речи, уровня общей осведомленности. Оборудование: фигуры героев сказки «Колобок». Проведение обследования. Перед ребенком стоят фигуры героев сказки «Колобок». Педагог (психолог) показывает колобка и спрашивает: «Кто это?» (аналогично называются все герои сказки). Затем педагог (психолог) начинает рассказывать сказку. Просит ребёнка продолжить. Обучение. Если ребенок не называет героев сказки, не продолжает рассказывать сказку, все действия выполняет педагог (психолог). Затем ребёнка снова просят назвать героев, продолжить сказку.
Оценка действий ребенка: принятие задания, обучаемость, результат, отношение к результату, уровень общей осведомленности, уровень владения речью.