Лилия Екатеринушкина
Речевая карта для детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Схема обследования детей с алалией
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___ Дата обследования ___ Возраст ___
Домашний адрес, телефон ___
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ___
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ___
Сведения о семье:
Мать ___ Отец ___
Жалобы родителей ___
Наследственные заболевания ___
Общий анамнез ___
От какой беременности ребенок ___
Публикация «Речевая карта для детей с моторной алалией» размещена в разделах
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание: к груди приложили на ___ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___
Раннее развитие
Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года ___
После 1 года ___
Инфекции ___
Ушибы ___
Травмы головы ___
Судороги при высокой температуре ___
Речевое развитие
Гуление с ___ мес, характер гуления ___, лепет с ___ мес, характер лепета ___
Первые слова, их характеристика ___
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___
Отношение к своей речи ___
Речевая среда : дефицит речевого общения, норма ___
Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат ___
Исследование импрессивной речи:
понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу___
понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»);
понимание различных грамматических форм:
а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»);
б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. ( задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»);
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.);
г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.).
понимание сложноподчиненных предложений:
а) показать на картинках : «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?"
б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
пассивный словарь:
а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;
б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы) : у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т. д. ;
в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы) : входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).
Исследование экспрессивной речи:
общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь ___ ;
исследование звукопроизношения:
- гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
- свистящие: [с], [с`], [з], [з`];
- шипящие: [ш], [ж];
- аффрикаты: [ц], [ч], [щ];
- сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];
- йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й];
- звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];
Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ___
исследование активного словаря:
объё ма словаря:
а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);
б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);
в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т. д; игра «Кто как передвигается» : щука – плавает, ласточка –. , кузнечик –. , змея – … и др.);
г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т. д.);
д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т. д.);
е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить).
характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
точность употребления слов;
воспроизведение:
слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);
предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле).
исследование грамматического строя речи:
состояние функции словоизменения:
а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет. (карандаша). Я рисую. (карандашом)
б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево –, ухо –, рот –, рукав –, лист –, глаз –, окно –, пень –, стул –, воробей – … и др.);
в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч –, дом –, дерево –, улица – … и т. п.).
г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз –, чашка –, ведро –, платье –, машина –.);
г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа) : ходить –, бежать –, летать – … и др.
характер употребления предложных конструкций:
а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);
б) вставить предлоги в предложения (лампа висит. столом; мяч упал. пол; яблоко упало. ветки).
Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка ___ ___
Исследование общей моторики :
выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т. д.
Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ___
___
___
Состояние речевой моторики. Выполнить движения:
губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;
языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;
мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.
Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного ___
___
Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты ___
показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания:
назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;
вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.
Состояние слухо произносительной дифференциации фонем:
фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];
фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].
Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений:
анализ:
выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);
выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка);
определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа);
синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);
фонематические представления:
отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;
придумать слово с каким-либо звуком.
Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта:
состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;
знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны");
состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.
Речевая активность : ___
Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
Другие дефекты устной речи:
Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ___
Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза ___
___
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)___
___
Дата ___ Логопед ___