Папки-передвижки

Речевая карта для детей с моторной алалией

Лилия Екатеринушкина
Речевая карта для детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы

Схема обследования детей с алалией

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___ Дата обследования ___ Возраст ___

Домашний адрес, телефон ___

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ___

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ___

Сведения о семье:

Мать ___ Отец ___

Жалобы родителей ___

Наследственные заболевания ___

Общий анамнез ___

От какой беременности ребенок ___

Публикация «Речевая карта для детей с моторной алалией» размещена в разделах

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: к груди приложили на ___ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на ___ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___

Раннее развитие

Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___

Перенесенные заболевания

До 1 года ___

После 1 года ___

Инфекции ___

Ушибы ___

Травмы головы ___

Судороги при высокой температуре ___

Речевое развитие

Гуление с ___ мес, характер гуления ___, лепет с ___ мес, характер лепета ___

Первые слова, их характеристика ___

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___

Отношение к своей речи ___

Речевая среда : дефицит речевого общения, норма ___

Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат ___

Исследование импрессивной речи:

понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу___

понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»);

понимание различных грамматических форм:

а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»);

б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. ( задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»);

в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.);

г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.).

понимание сложноподчиненных предложений:

а) показать на картинках : «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?"

б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

пассивный словарь:

а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;

б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы) : у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т. д. ;

в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы) : входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).

Исследование экспрессивной речи:

общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь ___ ;

исследование звукопроизношения:

- гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- свистящие: [с], [с`], [з], [з`];

- шипящие: [ш], [ж];

- аффрикаты: [ц], [ч], [щ];

- сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];

- йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й];

- звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];

Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ___

исследование активного словаря:

объё ма словаря:

а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);

б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);

в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т. д; игра «Кто как передвигается» : щука – плавает, ласточка –. , кузнечик –. , змея – … и др.);

г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т. д.);

д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т. д.);

е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить).

характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

точность употребления слов;

воспроизведение:

слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);

предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле).

исследование грамматического строя речи:

состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет. (карандаша). Я рисую. (карандашом)

б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево –, ухо –, рот –, рукав –, лист –, глаз –, окно –, пень –, стул –, воробей – … и др.);

в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч –, дом –, дерево –, улица – … и т. п.).

г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз –, чашка –, ведро –, платье –, машина –.);

г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа) : ходить –, бежать –, летать – … и др.

характер употребления предложных конструкций:

а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);

б) вставить предлоги в предложения (лампа висит. столом; мяч упал. пол; яблоко упало. ветки).

Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка ___ ___

Исследование общей моторики :

выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т. д.

Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ___

___

___

Состояние речевой моторики. Выполнить движения:

губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;

языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;

мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.

Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного ___

___

Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:

данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты ___

показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания:

назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;

вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.

Состояние слухо произносительной дифференциации фонем:

фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];

фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].

Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений:

анализ:

выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);

выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка);

определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа);

синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);

фонематические представления:

отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;

придумать слово с каким-либо звуком.

Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта:

состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;

знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны");

состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.

Речевая активность : ___

Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

Другие дефекты устной речи:

Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ___

Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза ___

___

Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)___

___

Дата ___ Логопед ___

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы) Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью.

Занятие по развитию речи. «Петушок с семьёй» (для детей с моторной алалией)Занятие по развитию речи. «Петушок с семьёй» (для детей с моторной алалией) Тема: «Петушок с семьёй» Цель: Добиваться длительного произношения слога [пи] на одном выдохе. Задачи: • Укреплять и совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая карта для детей с моторной алалией
Опубликовано: 21 мая 2015 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая карта для детей с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Екатеринушкина (УИ 345543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД