Наталья Маякова
Календарно-тематическое планирование «Мы-друзья зимующих птиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Утро
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утренняя гимнастика:
«Снежинки»
Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».
Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
2. Дидактическая игра «Какая птица?» с использованием наглядного материала.
Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.
Труд в уголке природы- уход за комнатными растениями.
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Мы-друзья зимующих птиц“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
Цель: воспитывать умение равномерно поливать цветы.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
___
Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?»
Цель: учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений___
Беседа о птицах
1. Рассматривание альбома «ПТИЦЫ»
2. Отгадывание загадок о птицах.
3. Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»
Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах : их многообразии,
внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь»
Внести альбом «Птицы»
Подобрать загадки о птицах
Сладков «Вороний сигнал»
Предложить родителям вместе с детьми:
подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.
Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
ПРОГУЛКА
Наблюдение за птицами на участке.
Вопросы:- Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Каких зимующих птиц вы знаете? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?
Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «зимующие птицы».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.
Д/И «Посчитай птиц» Цель: упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т. д.)___
Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель___
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Цель: учить понимать образный смысл загадок.
Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц : крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.
Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…»
Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм.
Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность на участке.
Вечер
Гимнастика после сна.
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»
С/Р игра «Птичий двор»
Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам.
Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы.
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.
Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка».
Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.
Д/И «Когда это бывает?»
Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы. ___
Д/И «Один –много»
Цель: упражнять в образовании мн. ч. имен сущ. (ворона –вороны)___
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах.
Д/И «Придумай загадку» Цель: упражнять детей в придумывании загадок про птиц, используя элементы описания птиц.
Разучить пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон»
Цель: учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук.
Настольно-печатная игра «Птицы» (лото)
Цель: учить играть по правилам.
Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры, иллюстрации птиц.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за тучами и облаками на вечернем небе.
Цель: учить детей выделять снеговые тучи.
П/И «Ветер, льдинки и мороз»
Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»
Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь
и защищать её.
Подвижная игра «Летает, плавает, бегает».
Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.
Утро
ВТОРНИК
Утренняя гимнастика.
Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.
П/И «Воробышки и кот»
Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица»
цель: продолжать упражнять в умении собирать пазлы.
Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы»
Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах
Труд по столовой
Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.
Упражнять детей в умении рисовать птицу по схеме последовательного рисования___
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: формировать представления о птицах, как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат. размножаются).
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были»)
Внести схемы, настольно -печатные игры,
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
Подобрать родственные слова: корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Прогулка
Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.
Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.
Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма
в кормушки.
Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе,
развивать экологическую культуру.
Труд на участке – подмести дорожки. Цель: воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке. Упражнять детей в ходьбе спиной вперед___
Метание снежков в цель___
Ситуативный разговор
«Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой?»
Вечер
Гимнастика после сна.
Разучивание упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием»
С/Р игра «В гостях у Лесовичка»
Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.
Лепка «Птицы»
Цель: учить детей передавать фигуру птицы, её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др. ; развивать эстетическое восприятие.
Работа в тетрадях «Продолжи узор»
Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку___
Свободное творчество в изоцентре
«Учимся лепить птиц»
Цель: учить лепить птиц из целого куска по
Прогулка
Наблюдение за ветром. Как ветер влияет на полет птиц?
Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.
П/И «Совушка»
Предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок?
Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья, Мы должны заботиться о них.
Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»
Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.
Утро
СРЕДА
Утренняя гимнастика.
Беседа с детьми «Кто заботится о птицах»
Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
П/И «Зимующие – перелетные»
Дидактическая игра «Кто как кричит».
Цель: закрепить знания детей о том, как птицы подают голос.
Рассматривание картины «Птицы на кормушке».
Вопросы: Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь
найти?
Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.
Труд в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель: упражнять в умении рыхлить землю в горшках.
Д/И «Птичья столовая» Цель: упражнять детей в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу___
Знакомство с моделью «Птица»
Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.
Д/И «Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять в умении описывать птицу по мнемотаблице.
Настольно –печатная игра «Тропинки –лабиринты»
Цель: закрепить названия птиц.
Настольно –печатная игра «Тропинки –лабиринты»
Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку
в лес или парк с целью : наблюдения за разными птицами, их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений).
Прогулка
Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.
П/И «Третий лишний»
Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.
П/И «Коршун и наседка» Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп»___
Подвижная игра «Четвертый лишний».
Цель: развивать умение классифицировать птиц, отвечая на ошибку воспитателя определёнными движениями.
Ситуативный разговор «Чем питаются птицы?»
Беседа «Правила безопасного поведения зимой на участке»
Предложить насыпать корм для птиц.
Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой.
Вечер
Гимнастика после сна.
Театрализация «Где обедал воробей?»
Цель: упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.
Д/И «Фантастическая птица»
Цель: развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц. Д/И «Построй птицу» Цель: упражнять в умении строить изображение птицы, используя геометрические фигуры___ Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были») (продолжение)
Д/И «Чей хвост? Чей клюв?»
Цель: упражнять в умении называть птиц по внешним признакам.
Прогулка
Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты.
Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.
П/И «Птички на дереве»
Подвижная игра «Волк во рву».
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста.
Утро
ЧЕТВЕРГ
Утренняя гимнастика.
Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка-зима»
Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц.
П/И «Успей вылететь»
Беседа о перелётных птицах.
Цель: формировать обобщенное представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».
Дидактическая игра «Кто больше назовёт перелётных птиц».
Цель: закрепить знания о перелётных птицах.
Дежурство на занятиях.
Цель: учить готовить рабочее место к занятиям. Вырезывание изображений птиц, Цель: узнавать и классифицировать птиц, любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами: вырезать по контуру птиц___
Работа с моделью «Как мы помогаем птицам».
Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.
___
Беседа с детьми о том, куда они ходили с родителями, рассмотреть, принесённый ими природный материал, полюбоваться разноцветными листьями;
спросить детей: на что или кого похоже тот или иной листок; предложить выложить на столе изображение сказочной птицы.
Цель: развивать воображение, эстетическое восприятие.
Рассортировать, принесённые детьми семена растений.
Цель: уточнить, семена каких растений дети принесли, и кого они будут подкармливать этими семенами зимой.
Упражнение для пальцев под текст стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка».
Цель: развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.
Консультации «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Составить сравнительный рассказ о снегире и синице
Инд. беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
Цель: выявить интерес и отношение к птицам зимой у детей.
Прогулка
Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».
Д/И «Птицы, звери, рыбы»
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало, вызвать эмоциональный отклик.
Подвижная игра «Волк во рву».
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.
Д/И «Сколько птиц на кормушке?»
Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе___
Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием.
___Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?»
Беседа с детьми «Мороз и металл»
Цель: воспитывать правила безопасного поведения на прогулке
Труд: почистить кормушки, насыпать корм.
Цель: воспитывать желание помогать птицам.
Самостоятельная двигательная активность на участке.
Вечер
Гимнастика после сна.
Просмотр мультфильма «Высокая горка»
Цель: формировать личную оценку поступков героев.
Д/И «Счетные палочки»
Цель: упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек.
Д/И «Четвертый лишний «
Цель: развивать внимание и наблюдательность детей.
Чтение художественной литературы: В. Берестов «О чем поют воробышки»
Конструктивная деятельность: «Домики для птиц»
Цель: развивать конструктивные навыки, воображение детей.
Театральная студия «Три поросенка»
Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов___
Слушание фонограммы с голосами птиц.
Цель: узнавать голоса птиц : соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?
Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали.
Подготовка к викторине : заучивание стихотворений о птицах.
Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонационную выразительность речи.
Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника».
Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о
внешнем виде птиц.
Прогулка
Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.
Д/И «Какая одежда у птиц»
П/И «Птицелов»
Провести опыт «Как маскируются животные».
Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Утро
ПЯТНИЦА
Утренняя гимнастика.
Д/И «Какое у тебя настроение?»
Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.
Беседа с детьми «У меня есть лучший друг»
Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.
П/И «Ищи»
Дидактическая игра «Кто больше назовёт зимующих птиц».
Цель: закрепить знание зимующих птиц.
Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.
Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.
Труд в уголке природы.
Цель: выяснить, какие растения нуждаются в поливе, а какие нет, выяснить, почему цветы нужно поливать неодинаково.
Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).
___
Д/И «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных___
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица, развивать связную речь.
Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.
Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.
Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки.
Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.
Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;
изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице.
Задание Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.
Прогулка
Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.
П/И «День –ночь»
Труд на участке – собрать крупный мусор Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на участке.
Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу воспитателя___
Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.
Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»
Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?»
Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Вечер
Гимнастика после сна.
ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели; развивать мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.
Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.
Дидактическая игра «Улетает - не улетает».
Цель: отличать перелётных птиц от других.
___ Чтение художественной литературы: В, Витка «Синица»
Отгадывание загадок про птиц.
Хозяйственно –бытовой труд в группе : привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья.
Цель: воспитывать трудовые навыки.
Проведение викторины
Обмен впечатлениями от прошедшей викторины.
Цель: выяснить, что понравилось и запомнилось, произвело наибольшее впечатление в прошедшей викторине.
Прогулка
Наблюдения за следами на снегу.
Д/И «Где чьи следы?»
Цель: развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире.
П/И «Кого не стало?»
Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.
Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.
Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»
Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц