Ольга Анатольевна Панова
Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы — друзья зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: естественнонаучный
Продолжительность: краткосрочный (недельный)
Участники: воспитатели, родители, дети средней группы «Дюймовочка».
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: игровая, познавательная, поисковая, продуктивная, работа с родителями.
Публикация «Детско-взрослый образовательный проект по экологии „Мы — друзья зимующих птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проблема: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста.
Цель: формировать экологические знания о зимних птицах своего района, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
Задачи:
- расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
- формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
- осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, уметь оказывать посильную помощь при изготовлении кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
– учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
– учить передавать (аппликация, лепка) несложную композицию, составлять целый образ из деталей
- развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
• Постановка цели и задач проекта с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», «Догадайся о ком рассказываю», «Составь картинку», «Узнай по голосу», «Улетают-не улетают».
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробьи-вороны», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Галка и соколок».
Познавательная деятельность
НОД по теме «Зимующие птицы»,
Беседы: «Кто заботится о птицах?», «Как помочь птицам зимой», «Кто прилетает к нам на участок?», «Что едят птицы зимой?»
Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, установление связи между поведением птиц и состоянием погоды).
Чтение художественной литературы
Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», М. Горький «Воробьишко», В. Зотов «Снегирь», статьи из «Энциклопедии дошкольника»,В. Бианки "Синичкин календарь",потешки, загадки и стихи о зимующих птицах, приметы.
Поисковая деятельность
Предметные картинки, книги о птицах, информация о зимующих птицах (стихи, загадки, интересные факты и т. п.)
Продуктивная деятельность
Рисунки птиц (карандашом, акварелью, при помощи трафарета, раскраски, аппликация «Снегирь и синица», лепка «Птичья столовая», конструирование кормушки, альбом «Зимующие птицы», поделка из бумаги «белый голубь», подборка загадок, стихов, примет о зимующих птицах.
Работа с родителями
• Консультации для родителей «Зимующие птицы», «Чем кормить птиц зимой".
• Домашнее задание.
Домашнее задание родителям
• Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература).
• Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
• Выучить стихотворение о зимующей птице.
• Подобрать загадки о зимующей птице.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
• Изготовить совместно с ребенком кормушку.
• Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу.
• Подобрать корм.
• Обогащать словарный запас ребенка.
Результаты реализации проекта
• Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, презентацией, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц».
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
3 этап – заключительный
• Оформление результата проекта в виде презентации.
• Организация и участие родителей в выставке «Чудо-кормушка».
Презентация проекта:
Выставка – конкурс «Чудо – кормушка».