Приложение МААМ

Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Консультация для воспитателей

Венера Сафина
Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии. Для детей с ЗПР характерны низкий уровень психических процессов, ослабленное состояние нервной системы, недостаточность моторного развития: низкий уровень сформированности как крупной, так и тонкой моторики.

Публикация «Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Дошкольный возраст наиболее подходит для включения ребёнка в активную творческую деятельность, в которой изобразительная деятельность должна играть особенно важную роль, благодаря своей доступности, наглядности, конкретности выражения, максимальной приближенности к игре и способностью оказывать психокоррекционное воздействие на ребёнка.

Мухина в. с. :
Изодеятельность, будучи напрямую связана с важнейшими психическими процессами – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением, с одной стороны выражает определенные результаты этого развития; с другой – не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку в упорядочении быстро усваиваемых знаний, в оформлении усложняющихся представлений о мире
Проведенные исследования показали, что в работах детей с ЗПР проявляется ряд специфических особенностей, которые значимы для общей характеристики их познавательной деятельности и должны учитываться в процессе коррекционно-развивающей работы.

Для детей с ЗПР характерно:

• Отсутствие стойкого интереса к процессу и результату изодеятельности;

• Слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

• Затрудненность процесса узнавания в собственных графических построениях реальных предметов и их быстрое забывание;

• Обилие схематичных изображений и графических штампов;

• Статичность рисунков по форме и содержанию;

• Отсутствие преднамеренного выбора цвета, соответствующего замыслу изображения;

• Бедность цветовых решений изображений;

• Отсутствие или убогость сюжетных построений;

• Отсутствие или крайне редкое включение в рисунок статичного или действующего персонажа;

• Всегда отсутствует планирующая речь, а имеющаяся сопровождающая речь носит неотнесенный или примитивно фиксирующий характер;

• Знаково-символическая функция формируется с запаздыванием и имеет ряд специфических особенностей, которые затрудняют переход ребенка на качественно новый уровень овладения изобразительной деятельностью.

Развитие навыков изобразительной деятельности у детей с ЗПР включает в себя несколько этапов:

Первый этап – подготовительный, направлен на формирование у детей предпосылок к изодеятельности.

Второй этап – формирование предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомство со свойствами и качествами предметов.

Третий этап – это становление сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладение ребенком пространством двухмерного листа бумаги и композиционными навыками.

Четвертый этап – создание творческих изображений, основанных на осмыслении и отражении ребенком предметных и социальных представлений об окружающем мире в изодеятельности.

В основе обучения детей лежит совместная деятельность взрослого и ребенка. На начальных этапах взаимодействия ведущая роль принадлежит взрослому, но по мере продвижения ребенка увеличивается степень его активности и самостоятельности, и участие взрослого принимает форму психолого-педагогического сопровождения.

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет промахи, недостатки в рисунках, конструкциях, поделках, не привлекает внимания к неловким движениям и т. д., формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за достигнутые результаты. Взрослый является активным участником (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их, особенно обучая детей нетрадиционной технике изображения.

Ермолаева м. в. :
Вовлекая проблемного ребенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека»
Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеяно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими, чистыми по цвету.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.

Литература:

Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности.

Ермолаева М. В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками»

Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Чистякова М. И. Психогимнастика.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями в реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушениями речи Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который.

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность для самых маленьких в детском саду» Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет.

Консультация «Изобразительная деятельность в разновозрастной группе детей с ЗПР» Изобразительная деятельность в разновозрастной группе детей с ЗПР. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми. * Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные.

Консультация для воспитателей «Организация летней оздоровительной работы с детьми в ДОУ» Анализ работы МКДОУ «д/с №27» по организации оздоровления и отдыха воспитанников в летний период 2015 года Успех летней работы определяется,.

Перспективное планирование скоординированной коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни 1 раздел: Сенсомоторное развитие 1. Формирование представлений детей о форме: - изучается 6 объемных форм: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр,.

Консультация для воспитателей «Организация образовательно-коррекционной работы с детьми с ДЦП» Презентация "Организация образовательно-коррекционной работы" МБДОУ комбинированного вида "Детский сад № 19 города Кызыла РТ" Выполнила.

Конспект урока «Семья — составная часть общества» Урок №45 Дата: Тема: Семья – составная часть общества. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать развитию понятия о взаимоотношениях.

Система коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУСистема коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ Цель: Воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи Задачи:.

Консультация для воспитателей «Содержание коррекционной работы с детьми ОВЗ» Современное общество сильно изменилось: влияние неблагополучной экологической обстановки, социально-экономические проблемы жизни, уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 20:32
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Венера Сафина (УИ 411133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД