Венера Сафина
Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии. Для детей с ЗПР характерны низкий уровень психических процессов, ослабленное состояние нервной системы, недостаточность моторного развития: низкий уровень сформированности как крупной, так и тонкой моторики.
Публикация «Изобразительная деятельность как составная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дошкольный возраст наиболее подходит для включения ребёнка в активную творческую деятельность, в которой изобразительная деятельность должна играть особенно важную роль, благодаря своей доступности, наглядности, конкретности выражения, максимальной приближенности к игре и способностью оказывать психокоррекционное воздействие на ребёнка.
Мухина в. с. : |
Изодеятельность, будучи напрямую связана с важнейшими психическими процессами – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением, с одной стороны выражает определенные результаты этого развития; с другой – не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку в упорядочении быстро усваиваемых знаний, в оформлении усложняющихся представлений о мире |
Для детей с ЗПР характерно:
• Отсутствие стойкого интереса к процессу и результату изодеятельности;
• Слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
• Затрудненность процесса узнавания в собственных графических построениях реальных предметов и их быстрое забывание;
• Обилие схематичных изображений и графических штампов;
• Статичность рисунков по форме и содержанию;
• Отсутствие преднамеренного выбора цвета, соответствующего замыслу изображения;
• Бедность цветовых решений изображений;
• Отсутствие или убогость сюжетных построений;
• Отсутствие или крайне редкое включение в рисунок статичного или действующего персонажа;
• Всегда отсутствует планирующая речь, а имеющаяся сопровождающая речь носит неотнесенный или примитивно фиксирующий характер;
• Знаково-символическая функция формируется с запаздыванием и имеет ряд специфических особенностей, которые затрудняют переход ребенка на качественно новый уровень овладения изобразительной деятельностью.
Развитие навыков изобразительной деятельности у детей с ЗПР включает в себя несколько этапов:
Первый этап – подготовительный, направлен на формирование у детей предпосылок к изодеятельности.
Второй этап – формирование предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомство со свойствами и качествами предметов.
Третий этап – это становление сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладение ребенком пространством двухмерного листа бумаги и композиционными навыками.
Четвертый этап – создание творческих изображений, основанных на осмыслении и отражении ребенком предметных и социальных представлений об окружающем мире в изодеятельности.
В основе обучения детей лежит совместная деятельность взрослого и ребенка. На начальных этапах взаимодействия ведущая роль принадлежит взрослому, но по мере продвижения ребенка увеличивается степень его активности и самостоятельности, и участие взрослого принимает форму психолого-педагогического сопровождения.
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет промахи, недостатки в рисунках, конструкциях, поделках, не привлекает внимания к неловким движениям и т. д., формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за достигнутые результаты. Взрослый является активным участником (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их, особенно обучая детей нетрадиционной технике изображения.
Ермолаева м. в. : |
Вовлекая проблемного ребенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека» |
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.
Литература:
Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности.
Ермолаева М. В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками»
Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
Чистякова М. И. Психогимнастика.