Елена Алексеевна Шапарева
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений в работе с дошкольниками»». Автор: воспитатель первой квалификационной категории Шапарева Е. А, МБДОУ детский сад №16 «Ласточка, г. Котовск, Тамбовская область.
Много лет в своей педагогической деятельности я использую методику разучиванию стихотворений с детьми. Заучиваем их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течение года, развиваю потребность слушать и запоминать. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов. Заучивание стихотворений имеет свою специфику. В самом начале, перед заучиванием,я стараюсь создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия поэтического произведения. Провожу беседу по тематике стихотворения, называю автора и показываю его портрет. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения. В данный момент установки на запоминание не даётся, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит и восприятие его детьми. Для более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению провожу анализ произведения, беседу по содержанию, обьясняю детям непонятные слова и словообороты, По ходу беседы у детей зарождается личное отношение к героям и событиям, формируется эстетическая оценка прекрасного. Повторное чтение уже проводится с установкой на запоминание. Только после повторного чтения прошу детей рассказать стихотворение. Причём, вначале стихотворение рассказывают те дети, кто лучше запоминает и изъявит желание повторить услышанный текст. Первоначально рассказывание проходит при непосредственной помощи воспитателя, так как не все дети могут быстро запомнить текст. Таким образом, все дети проговаривают стихотворение по очереди. В заключительной части дети все вместе, хором проговаривают стихотворение. Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. В последующие дни мы вновь обращаемся к этому произведению. Стараюсь добиться того, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно. Чтобы интерес не пропадал к запоминанию стихов использую различные приемы: разучивание стихов в движении,частичное воспроизведение текста всей группой, мнемотаблицы, театральный. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. Способ частичного воспроизведение текста всей группой удачно подходит в режимные моменты. Я называю первую строчку любого стихотворения, а дети продолжают дальше. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Большой запас знаний поэтических произведений пригодится воспитанникам в школе.
Публикация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».