Ксения Гребенюк
Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры.
Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как организовать детский досуг с пользой, не перегружая любимое чадо? Есть очень интересные и несложные игры, которые не требуют специальной подготовки и много времени. Это кинезиологические игры и упражнения.
Публикация «Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями,» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Чем и занимается кинезиология. Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели этой науки. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что они способствуют: синхронизации работы полушарий; развитию мелкой моторики; развитию памяти, внимания, речи, мышления; снижению утомляемости, формированию произвольного контроля; повышению стрессоустойчивости.
Как организовать игры и занятия? Занятия проводятся ежедневно
утром по 7-10 минут, как часть занятия для детей дошкольного возраста.
В доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Вот некоторые из них.
Для самых маленьких и для начинающих:
1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. Дом – замок – ежик. Поочередная смена позиций: дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.
3. Фонарики / звездочки. Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
Для старших дошкольников, школьников и взрослых:
4. Кулак-ребро-ладонь. Поочередная смена позиций на плоскости стола: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
5.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
6. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7.«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя (только в начале обучения, если не получается выполнить упражнение на зрительном уровне). Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
8.Похлопали – погладили. Упражнение выполняется в парах. Одна ладонь ложиться на плечо партнеру по игре, вторая – на голову. Необходимо одновременно гладить второго игрока по голове и похлопывать по плечу. Сначала необходимо отработать движение рук на своих коленях, столе или другой поверхности.
9.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
Эти же методы мной успешно используются и в работе со взрослыми: педагогическим коллективом и родителями. Например: игра «Колечки» может быть использована в усложненном варианте: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.
В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
С помощью «Зеркального рисования» можно проводить и интересную диагностическую работу – «Гора».
Присутствующим нужно выбрать два цветных карандаша (восковых мелка) и одновременно двумя руками начать рисование по инструкции: нарисуйте гору, на склоне горы изобразите камни, ручей, дорогу, елку, любой объект на свое усмотрение. Интерпретация этой методики очень проста:
1. Наличие одной или нескольких вершин – сколько задач ставит перед собой человек в данный момент, сосредоточен на одном или распыляется на много дел одновременно.
2. Склон горы: крутой – человек «идет по головам» в достижении цели; пологий – «мягкими» способами добивается своего; неровный склон – придумывает себе много препятствий на пути к цели.
3. Дорога на склоне горы говорит о степени достижения поставленных целей – доходит ли дорога до вершины (достигнута ли цель, идет вокруг горы или напрямую к вершине.
4. Ручей – внутренние ресурсы человека. Узкий ручей – достаточно ресурсов, широкий ручей – недостаточно внутренних ресурсов.
5. Камни, елки, ручей – если находятся внутри контура горы - человек ориентирован на свое мнение. Если снаружи – важно мнение окружающих.
Что интересно в этой методике мы можем не только узнать о собственных личностных особенностях, но и изменить то, что нас не устраивает. Перерисовав рисунок, изобразив на нем дорогу до вершины горы, ясную цель в виде четкой вершины или что либо еще, происходят изменения и во внутреннем, личностном плане человека. Что сказывается на нашем самочувствии и стиле поведения.
Кинезиология - очень интересный и эффективный метод работы.