Ильина Ольга Викторовна
Из опыта работы (младшая группа) «Влияние экологического воспитания на развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
Публикация «Из опыта работы (младшая группа) „Влияние экологического воспитания на развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Результат ее деятельности определяют следующие направления и аспекты:
продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры;
понимание экологических проблем и причин, их порождающих;
профессионализм и педагогическое мастерство, т. е. владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания, т. е. создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Практическая значимость данной работы заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой.
Инновационная направленность (или новизна)экологического воспитания дошкольников, основана на принципах интеграции и экологизации всего образовательного процесса (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: сенсорную, художественную, экспериментирование и др., включая в себя логическое размещение учебного материала по ознакомлению с объектами живой и неживой природы региона.
Цель: влияния экологического воспитания на развитие дошкольника.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.
2. Воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
3. Воспитание чувственно - эмоциональных реакций детей на окружающую среду
Моя работа проводилась на протяжении года на базе МДОБУ г. Бузулук «Детский сад № 18 комбинированного вида», с целью совершенствования педагогического мастерства, и проявления интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по экологии.
1. Сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Во время НОД формируются следующие экологические представления :
- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
- для чего существуют различные элементы природных сообществ;
- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.
Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Были выявлены в сущности экологического воспитания две стороны : первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Мною был, сделан вывод о необходимости рассмотрения только формирования экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами.
Таким образом, в процессе определения сущности экологического воспитания были выделены особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере воспитанников потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Помимо этого огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.
Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников : самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции у детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т. п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение.
2. Мой опыт.
Младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, накопления представлений об окружающем мире. Начинать эковоспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу О. А. Воронкевич, целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания считаю, что задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
В начале учебного года мною был проведен мониторинг экологических знаний ребят. На основе результатов которого, я и решила уделить внимание экологическому воспитанию.
Даю ребятам понятие о том, что и растения, и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, а воробьям зимой крошки хлеба.
Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А эта музыка… С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Непосредственно образовательную деятельность строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такая деятельность создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. С водой и песком малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого – нет.
Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Провожу итоговые комплексные мероприятия, которые дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.
Предлагаю вниманию перспективный план дополнительной образовательной деятельности на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой», куда включены наблюдения, игровые мероприятия, эксперименты и НОД. Наиболее интересные, с моей точки зрения, игры с песком и водой.
Я глубоко уверенна, что знания о природе ребенок может получить только в природе. Особое место я уделяю наблюдениям на прогулке. Огромная роль воспитателя, который сам не должен оставаться равнодушным. Он должен перед детьми проблему так поставить, чтобы ребенок сам выразил желание решить её. Первые знания, основанные на чувствах и полученные детьми до 4-х лет, самые прочные. Они переходят в убеждения, в ту самую основу, без которых невозможно экологическое воспитание и образование. И если этот возраст был упущен, то ребенок будет без жалости рвать цветок, убивать паучка, ломать дерево. А знания, полученные в более поздние годы с помощью разума, очень трудно, почти невозможно связать с чувствами.
В результате проделанной работы, результаты мониторинга, проведенного в конце образовательного процесса, дали положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Т. е. было выяснено, что экологическое воспитание влияет на развитие ребенка в целом.
Так же мною были проведены некоторые мероприятия с родителями и выданы им рекомендации по экологическому воспитанию.
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!