Наталья Плахтеева
Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того, как родители ведут себя, у ребёнка формируется тот или иной характер.
Первый тип - авторитарные родители. В итоге - конфликтные, раздражительные дети.
Что характерно для авторитарных родителей?
Публикация «Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей» размещена в разделах
Такие родители понимают свою любовь к детям в тотальном контроле ребёнка. Во всём! Причём такой контроль, при котором ребёнку не даётся право выбора. Его мнение не спрашивается, ему варианты не предлагаются, общение с ним на уровне ультиматума: «Я казал, чтобы ты сделал! Понял? Понял (угрожающе!»
Эмоциональная поддержка почти никакая. Ребёнку делается много замечаний и мало хвалят, минимально поддерживают эмоционально.
Из таких семей выходят дети конфликтные, моментально вспыхивают, начинают выяснять отношения. Они очень трудно общаются со своими сверстниками, неуверенные в себе, тревожные, мнительные.
У таких детей не вырабатывается самоконтроль. Они не умеют делать выбор и за этот выбор отвечать. Потому что ему всё время говорили: «Да ты что! Ты опять что-то сделал. Ты опять что-то натворил! Ты опять нас расстроил, да как так можно!»
Дети воспитываются так, как мама сказала, как папа сказал! В результате такой ребёнок боится всего.
Причём эти дети могут быть отличниками, иметь примерное поведение, но всего на свете боятся, у них низкая самооценка.
И при этом родители искренне верят, что они желают ребёнку добра. А на основании чего ребёнок будет заполняться любовью, если одни подзатыльники и щелчки! Это диктатура любви или тирания любви.
Второй тип семьи – снисходительные родители. В итоге вырастают импульсивные, агрессивные дети.
Здесь другая крайность. Первые жмут, гайки прикручивают, а снисходительные родители наоборот : «Делай всё, что хочешь!», «Он же маленький!», «Ты с мамой и папой поживи – вырастешь – нахлебаешься!»
Разрешается ребёнку всё, что угодно. И ребёнка несёт во все стороны!
В этом случае родители принимают попустительский стиль - пусть делает, что хочет, только нас не трогает!
Вырастает ребё нок без ориентиров: что плохо, что хорошо, что можно, что нельзя!
У родителей ведь тоже какая-то ответственность есть. И она включается тогда, когда ребёнок сотворил что-то из ряда вон выходящее. Тогда родители реагируют очень жёстко. Они прибегают вплоть до физического внушения – шлёпают, дёргают, встряхивают, высмеют и потом опять всё по-старому: «Он же у нас маленький!».
И ребёнок не понимает – то родители позволяли всё, то, как с цепи совались! А потом опять всё разрешают!
Такие дети вырастают импульсивными – то их несёт, то начинают нападать, потому что не понимают, что от них хотят. У них вырабатывается установка, что их не любят! Потому что родителям не до него. А как обратить на себя внимание? Да сделать что-то такое, чтобы родители оторвались от телека, компьютера, телефона. И для него это единственный способ, чтобы на него обратили внимание
Какой же стиль воспитания нормальный?
Третий тип– авторитетные родители! В результате – общительные, инициативные, доброжелательные дети!
Чем авторитетные родители отличаются от авторитарных?
Авторитетные родители также очень требовательные. Если они сказали, значит обязательно дети должны это исполнить. При этом родители объясняют ребёнку, почему именно так, а не иначе! Они вырабатывают у ребёнка внутреннюю позицию, чтобы у него поведение было осмысленно. В этом случае родители эмоционально очень поддерживают ребёнка, он понимает, что его любят! И если говорят, то с любовью, которую их ребёнок не может не почувствовать. Ребёнку не мешают вырабатывать самостоятельность.
Папа – он главный, мудрый, строгий, но справедливый. А мама – снисходительная, нежная, она слабая, её надо беречь! Мама чувствует, когда можно немного ослабить напряжение. Ведь она хранительница домашнего очага Она не поперёк папы идёт, а она вместе с папой идёт!
И когда родители вместе, в согласии и взаимопонимании – тогда дети чувствуют любовь, поддержку и опору.
И в результате, в такой семье ребёнок вырастает спокойным, доброжелательным, не боится общаться. Он не боится, потому что когда надо – родители его поддержат, похвалят или окажут помощь. Родители не захваливают, не заваливают подарками: сладостями, вещами, гаджетами, а поощряют. Например, говорят: «Ты хотел поехать на рыбалку. Давай поедем, собирайся!»
Такое воспитание - с любовью, заботой, вниманием и поощрением благотворно влияет на развитие наших детей!