Эльвира Тишкова
«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.
Актуальность
Человеку в течение всей жизни необходимо умение владеть кистями рук. Начиная с раннего возраста ребёнка, необходимо развивать работу его пальчиков.
Публикация «„Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, в последние годы можно наблюдать проблему «слабых пальцев» у детей. С появлением одежды для детей без пуговиц и кнопок, обуви на липучках, шапок без завязок снижается уровень развития мелкой моторики рук у детей.
В последнее время часто, приходя в детский сад, ребёнок затрудняется выполнять элементарные, на первый взгляд, действия: правильно держать карандаш, держать ложку и чашку, правильно надевать одежду.
У многих детей пальцы малоподвижны. Не секрет, что развитие руки ребёнка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Показателем интеллектуальной готовности к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребёнка. Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с дошкольного возраста.
Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребёнка, необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики.
Одним из способов добиться этого - занятия изобразительной деятельности, в частности, пластилинографией.
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объёмных фигур и композиций. Но в то же время это направление творческой деятельности можно сравнить с рисованием, так как в итоге получается картина из пластилина.
Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством воспитателя или родителей могут создавать шедевры из пластилина. Главная цель занятий пластилинографией с детьми младшего дошкольного возраста - это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях воспитатель просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Пластилинография - одна из интересных техник творческой деятельности, учит детей своими руками создавать тематические картинки, расширяет представление детей об окружающем мире природы.
Эта техника не требует определенных способностей от ребёнка, она очень проста в исполнении. Художественный материал, пластилин, имеет огромное значение в развитии ребёнка. С раннего возраста ребёнок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать.
Цель занятий пластилинографией : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие, координации движения рук, глазомера;
- освоение приёмов пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, прищипывание, скручивание, оттягивание, заглаживание, соединение) ;
- воспитание эстетического вкуса, развитие фантазии.
Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти.
В процессе выполнения творческой деятельности с пластилином воспитатель ведёт непрерывный разговор с детьми. Они знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У них появляются первые элементарные математические представления о счёте, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит закрепление развития общих сенсорных понятий: цвета, формы, величины.
В ходе художественно-творческой деятельности происходит отражение впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей.
Главное значение образовательной работы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Это позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции