Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка.
У авторитетных родителей добрые, инициативные и общительные дети. Авторитетны те родители, которые понимают и любят детей, предпочитают не наказать, а объяснить, что плохо, а что хорошо, без опасений лишний раз похвалят. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, трепетно относясь к их запросам, поощряют и признают растущую автономию своих детей. Вместе с этим родители проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Дети таких родителей любознательны, стараются обосновать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение поощряемых и социально-приемлемых форм поведения. Они уверенны в себе и энергичны, у них лучше развиты самоконтроль и чувство собственного достоинства, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
У авторитарных родителей дети боязливы и замкнуты, часто становятся склонными к конфликтам и раздражительными. Девочки в своём большинстве - зависимы и пассивны, мальчики - агрессивны и не управляемые. Авторитарные родители думают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много прав и свободы, что он должен во всём подчиняться их авторитету и воле. Эти родители не случайно в своей воспитательной практике, стремятся выработать у ребенка дисциплинированность и не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивая его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным обосновывать свои требования. Такие родители скупы на похвалы и исключают душевную близость с детьми, из-за этого между детьми и ними редко возникает чувство привязанности.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство страха и вины перед наказанием и, как следствие, слишком слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной враждебности и настороженности к окружающим. Они тревожны, подозрительны и угрюмы.
Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, не требуют от них самоконтроля и ответственности. Они детям разрешают делать всё, что им захочется, не обращают внимания на агрессивное поведение и вспышки гнева поведение, в последствии которых случаются неприятности. Дети же чаще всего не ладят с дисциплиной, частенько их поведение становится просто неуправляемым. Как же в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро - резко и грубо высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, сочувствия и внимания.
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения между ребёнком и родителем. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к агрессивности и непослушанию, ведут себя импульсивно и неадекватно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся творческими, активными и решительными людьми.
Индифферентный стиль - отношение родителей характеризуется холодными отношениями и низким уровнем контроля. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, закрыты для общения и безразличны к детям. Из-за собственных проблем не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Как видим, установки и чувства родителей, чувства детей и семейные отношения могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, ребёнок оказывается в самой драматичной и неблагоприятной обстановке. Особенно это положение трагично для дошкольника.
К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых навыках и умениях, человеческих началах в формирующейся личности ребёнка. Это означает, что дети в 6 лет:
1. Естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2. Испытывают чувства нежности, любви и привязанности в ответ на аналогичные чувства родителей;
3. Реализуют свою потребность в уважении и авторитете, понимании со стороны значимых и близких для них лиц;
4. Обладают устойчивым чувством "я", адекватной самооценкой, уверенностью в себе, в том числе уровнем возможностей и притязаний;
5. Способны к сопереживанию;
6. Не проявляют выраженных чувств зависти и ревности при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
7. Общительны и контактны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Таким образом, все эти приобретения личности ребенка - результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог любви к детям и разумного воспитания.