Лариса Долгачева
Из опыта работы «Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? … — это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относиться к своему организму.
Темочки:
Считаю, что тема самопознания и формирования валеологических знаний у детей дошкольного возраста является актуальной.
Технология проектирования помогла детям стать активными участниками в проекте, дала возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развить творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться, привлечь в образовательно-воспитательный процесс родителей.
В связи с этим был разработан проект «Азбука здоровья», целью которого стало формирование у детей представлений о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека, представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними, т. е. валеологических знаний.
Были поставлены следующие задачи
1. Пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности.
2. Формировать у детей основы гигиенической культуры.
3. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
1. для педагога:
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
2. для родителей:
• партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
3. для детей:
• формирование простейших представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
• повышение уровень познавательного развития;
• развитие творческих способностей;
• развитие умений работать в группе, навыков коммуникативного общении.
Итак, проект «Азбука здоровья».
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели.
Вид проекта : долгосрочный.
Время реализации проекта : 01.09.2015-01.09.2016г.
Реализации проекта проходит через разные виды деятельности:
Игровая
• Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Семья».
• Дидактические игры «Малыши-крепыши», «Угадай вид спорта», «Здоровый образ жизни», «Валеология или здоровый малыш», «Гигиена и
хорошее здоровье», «Наши чувства и эмоции», «Как избежать неприятностей», «Что за ягодка такая?», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение,
слух».
• Двигательные упражнения со стихами по данной теме, дыхательные упражнения.
• Подвижные игры.
Познавательное развитие
• Тематические познавательные минутки: «Здоровье - главная ценность человеческой жизни»; «Изучаем свой организм. Мои помощники»; «Навыки личной гигиены. Режим дня»; «Солнце, воздух и вода – друзья или враги?»; «Здоровая пища»; «Физкультура и спорт в жизни человека»; «Здоровье и болезнь»; «Почему нужно беречь природу?»; «Если случилась беда».
• Экспериментирование: «Поможем воде стать чистой»; «Могучее дыхание»; «Почему молоко полезно?»; «Греет ли шуба?»; «Почему не спелые яблоки кислые?»
Речевое развитие
• Составление рассказов на тему «Чтобы быть здоровым…».
• Чтение художественной литературы: «Как люди речку обидели» Н. Рыжковой; «Грибы» В. П. Катаева; «Айболит» К. И. Чуковского; «Что я видел» Б. Житков.
• Пословицы и поговорки о здоровье.
• Загадывание и разгадывание загадок по данной теме, придумывание своих загадок.
Продуктивная деятельность
• Фотовыставка «Со спортом дружить – здоровым быть».
• Участие в конкурсе между группами МДОУ «Нестандартное физкультурное оборудование».
Работа с родителями
• Анкетирование родителей по темам: «Состояние здоровья вашего
ребёнка»; «Условия здорового образа жизни в семье».
• Консультации: «Больше внимания осанке»; консультация-практика
«Двигательные игры-разминки», «Эмоционально-чувственное постижение мира», «Роль питания в профилактике и лечении ряда заболеваний детского возраста», «Компьютер - плюсы и минусы», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье», «Закаливание, методика, противопоказания»
• Мастер - класс «Нестандартные игры дома и в садике».
Результаты.
• Выставка семейных стенгазет «Если хочешь быть здоров».
• Развлечение с участием родителей «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Метод проектов, стал для нас наиболее действенным и доступным в развитии валеологических знаний у детей дошкольного возраста, и поэтому мы будем продолжать начатую работу.