Ксения Капитаниос
Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики»
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры - драматизации и содержания сказок, обеспечивающих именно интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольника.
Публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Целью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих ее содержание компонентов - телесного, интеллектуального и духовно-мировоззренческого.
Содержание образовательной деятельности с применением ритмической гимнастикой сюжетно-ролевой направленности обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Укрепление здоровья и повышение работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие двигательных качеств и умений: координации движений, выносливости, развитие силы, гибкости и пластичности, музыкальности. 3. Формирование правильной осанки.
4. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
5. Воспитанию интереса к занятиям физических упражнений через игровую деятельность
6. Развитие творческого воображения и фантазии.
7. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности.
8. Ознакомление с литературными произведениями.
Деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми я организую в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию, музыкальному развитию. В основу этой деятельности я включаю физические и танцевальные упражнения различной направленности, которые выполняются в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее темп, ритм и характер с помощью движений. Работу провожу в форме игры по сюжету сказки, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.
В содержание сюжетно-ролевой ритмической гимнастики я включаю следующие разделы:
• строевые упражнения;
• пальчиковая гимнастика;
• танцевально-ритмическая гимнастика;
• игропластика (игровой стретчинг, ритмопластика)
• упражнение для дыхания;
• игровой самомассаж;
• музыкально- подвижные игры;
• креативная гимнастика;
•релаксация
• образно-игровые движения (упражнения с превращениями) ;
Перечисленные элементы объединяю в определенной последовательности и связываю с музыкой.
Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий. Все это позволяет мне более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей– дошкольников. В данном вопросе я тесно работаю совместно с воспитателями.
Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно–ролевой игрой является мощным средством воздействия, поэтому успешно решаются задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно–ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.
Обучение основным комплексам упражнений провожу поэтапно. На первом этапе последовательно изучаем с детьми двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняют дети по моему показу.
На втором этапе идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяю выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети выполняют фрагменты "сказки" самостоятельно.
На третьем этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений усложняю их за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений. Если на первом этапе я музыкальную фонограмму прерывала для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходили под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания уделила развитию творческой фантазии детей, даю им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.
Работу по данному направлению я только начала, но считаю ее интересной и многранной, поэтому в дальнейшем я буду продолжать изучать новинки и более широко их использовать в работе.