Ольга Коровина
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.
К. Д. Ушинский писал:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Согласно требованиям ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется принцип интеграции образовательных областей. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Все мы в детстве любили играть в песок, строить замки, лепить куличи.
Публикация «Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, частой сменой настроения. Песочная терапия способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Была поставлена цель моей работы:
Цель: коррекция психического здоровья ребёнка и развитие познавательных процессов средствами песочной терапии у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением интеллекта.
Определились задачи
1. Изучить методическую литературу по данному вопросу, подобрать оптимальный диагностический инструментарий;
2. Подобрать и изготовить необходимые пособия, нетрадиционный, бросовый материал;
3. Выявить динамику развития эмоционально – волевой и познавательной сфер;
4. Использовать метод песочной терапии в коррекционной работе по формированию элементарных математических представлений;
5. Развивать у детей психические процессы (внимание, восприятие, память);
6. Активизировать речь через коррекционные игры с песком со стихами, звуковым сопровождением;
7. Развивать навыки социального поведения;
8. Вовлечь родителей в коррекционо - образовательный процесс;
Основная идея опыта работы - используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние и способствовать возникновению предпосылок для формирования эмоционально – волевой и познавательной сферы.
Активными участниками в работе по песочной терапии являются дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта 5 – 6 лет с диагнозами: «Умственная отсталость»; «Задержка психо - речевого развития»;«Задержка психоречевого развития с гипердинамическим синдромом»; «Ранний детский аутизм»; «Органическое поражение головного мозга», учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители воспитанников групп.
На диагностическом этапе были выявлены значительные нарушения в эмоционально – волевой сфере детей с нарушением интеллекта.
Провели диагностического обследования по методикам: "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста"., под ред. Е. А. Стребелевой. ; Н. Осиповой. "Диагностика и коррекция внимания у детей"., Т. Г. Богдановой, О. И. Варламовой. " Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии".
Были определены след критерии диагностического обследования эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
(Приложение № 1). 12 детей нуждаются в коррекции эмоционально – волевой сферы. Этим детям свойственно проявление агрессивного, гиперактивного поведения. Наблюдается высокий уровень нервно – психических напряжений у детей дошкольников с нарушением интеллекта. (Приложение №1).
В познавательной сфере наблюдается значительное снижение уровня усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) и элементарных математических представлений. У детей с нарушениями в развитии, поступающих в коррекционный детский сад, в основном, отсутствуют представления о цвете, форме и величине предметов, дети плохо ощущают и воспринимают предметы и явления окружающего мира, слабо ориентируются в пространственных и временных понятиях.
В дальнейшей работе по данной теме были определены следующие критерии по диагностике познавательной сферы детей с нарушением интеллекта : цвет, геометрические фигуры, величина, ориентировка на плоскости, количественный счёт, решение задач, эксперименты с песком. (Приложение №1) .
Вывод: Исходя из проведённой диагностики в познавательной сфере детей с нарушение интеллекта выявили, что у детей наблюдаются признаки снижения основных показателей познавательной сферы. Познавательные интересы находятся на низком уровне, нет потребности в приобретении знаний. (Приложение №1).
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха, манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.
Метод песочной терапии способствует : развитию эмоций у детей с нарушением интеллекта, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Применение этой песочной терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Учитывая важность проблемы, и проанализирован результаты диагностического обследования (Приложения № 2) я решила провести углубленную работу по внедрению песочной терапии.
Содержание работы по внедрению песочной терапии в образовательную деятельность ДОУ.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
В качестве песочной терапии используем следующее оборудование:
1. Песочный модуль с деревянными бортами ( размер в сантиметрах: 50х70х8. Высота 70 см.) с пластмассовым полупрозрачным дном прозрачного цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.
2. Песочные модули для индивидуальной работы.
3. Чистый, просеянный песок
4. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров
5. Цветной песок.
6. Микроскоп, лупа, прозрачные коробочки.
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
7. Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Коррекционно – развивающая работа ввелась с воспитанниками через игровую деятельность (игры драматизации, сюжетно – ролевые игры, самостоятельные игры, игровые упражнения, игры-эксперименты, игры-развлечения.).
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочной терапии в индивидуальной и групповой форме. Выполняли артикуляционную гимнастику и артикуляционные упражнения с привлечение песочных модулей. На автоматизацию звуков включала игровые упражнения с песком
В опытно – экспериментальной деятельности через игры и опыты учили детей определять физические свойства песка.
Сенсорное развитие воспитанников осуществлялась через организацию игровой среды в песочнице, через ознакомление детей с предметами и объектами ближайшего окружения.
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировали у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве, обучали навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Много дидактических игр и упражнений, пособий сделаны своими руками и адаптированы для детей в группе.
Совместная работа с педагогами по теме.
Для воспитателей был проведён мастер – класс по теме:
«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии». К педсовету были подготовлены доклады по темам: «Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта» (Приложение №4, «Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии».
Были разработаны и проведены комплексные занятия для воспитанников: «В гостях у бабушки», «Птичий дворик», «В поисках сокровищ» (Приложение № 5). Все формы коррекционной работы с использованием песочной терапии отражены в перспективном плане работы с детьми (5-6 лет) с нарушение интеллекта. (Приложение № 3).
Работа с родителями.
Были проведены общегрупповые и индивидуальные консультации с показом практикума по использованию дидактических игр и упражнений в песке: «Безопасные игры в песочнице», «Игры с песком: дома и на улице».
Провела семинар – практикум для родителей «Картины из цветного песка» (Приложение № 6) с целью обучения изготовления совместных картин с детьми из цветного песка. Периодически предлагаются дидактические игры и упражнения, пособия, используемые в песочной терапии для детей.
Вывод:
Опыт работы по данному направлению показал, что при систематическом, регулярном использовании дидактических игр и упражнений по песочной терапии наблюдается положительная динамика в формировании эмоционально - волевой и познавательной сфер у детей с нарушениями интеллекта. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с нарушение интеллекта.
Включение непосредственно в образовательную деятельность
элементов песочной терапии даёт больший воспитательный и образовательный эффект, в сравнении со стандартными формами обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Появляется желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно - игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.