Светлана Касаткина
Из опыта работы «Лечебное плавание как средство оздоровительной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы :Лечебное плавание, как средство проффилактики оздоровительной работы.
Лечебное плавание и лечебная гимнастика как составные части воспитательно - образовательного и коррекционного комплекса содействуют формированию, оздоровлению, реабилитации и развитию ребёнка, способного к социально – психологической адаптации в дальнейшей жизни. Общая цель этой работы - улучшение контроля за физическим развитием каждого ребёнка с учётом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно – двигательного аппарата. Лечебное плавание и гимнастика способствуют проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребёнка к его возрастной норме. Динамика коррекции нарушений осанки и плоскостопия предусматривает дифференцированный подход и диктует вариативность содержания методических рекомендаций. Как показала практика, применяемые комплексы с лечебной, коррекционной и профилактическими целями, негативных последствий не имеют. Диагностика показала, что 2004году обследовали 12 группу логопедическую на общий психологический настрой и интерес с которым дети выполняют лечебную гимнастику : отсутствует интерес - 14,3%, не устойчивый интерес – 57,1%, устойчивый интерес к занятиям – 28,6 %, На гонец года 2005 показал, что отсутствует интерес - 0%, не устойчивый интерес – 28, 6%, устойчивый интерес – 71,4%. В 2004году с нарушением осанки – 42,9%, плоскостопие – 35,7%, норма – 21,4%. То 2005года с нарушением осанки- 21,4%, плоскостопие-28,6%, норма -50%. Профилактика и устранения нарушений осанки,плоскостопия- процесс длительный, требующий от ребёнка осознанного отношения и активного участия.
Публикация «Из опыта работы „Лечебное плавание как средство оздоровительной работы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Плавание служит оздоровления организма в целом, повышению его функциональных возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у дошкольников и младших школьников увеличиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов. Главное в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно – связочного аппарата, что даёт возможность широко использовать занятия лечебной гимнастикой в воде. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки. Не менее важным является и температурное воздействие водной среды. Тёплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц, температура воды 28 – 30 градусов. Постепенное понижение температуры в течении курса лечебного плавания служит закаливающим фактором. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Основная цель занятий лечебным плаванием – сочетание лечение при нарушении осанки и плоскостопия с формированием у дошкольников и младших школьников необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных занятий как одно из компонентов здорового образа жизни.
При лечебном решается несколько задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Лечебные задачи :
-разгрузка позвоночника
- формирование правильной осанки
- коррекция плоскостопия.
Коррекционное – развивающие задачи:
- развитие двигательной активности;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость).
- развитие силовой выносливости мышц.
Валеологические задачи
- овладение правилами безопасного поведения в воде
- выработка гигиенических навыков
- выработка привычек здорового образа жизни
Психологические задачи:
- улучшение эмоционального состояния
- воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности
Особенности коррекционной гимнастики :
1 Длительность занятий
2 Систематичность
3 Использование специальных упражнений.
При составлением комплексов руководствовались следующими принципами:
1 Постепенное увеличение нагрузок.
2 Постепенный переход от простых упражнений к более сложным.
3 Рассеивание нагрузки (т. е. необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.).
4 Использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено.
Так, как бассейн не работает сентябрь, октябрь, апрель, май из- за температурного режима мы применяем комплексы коррекционной гимнастики. в спортивном зале.
В НШДС №214 используются такие формы организации физкультурно – оздоровительных мероприятий, как:
1. Взаимодействие с семьей (собрания, совместные досуговые занятия, профилактика негативных последствий воспитания в семье).
2. Разработчику психолого-педагогических приемов и методов обучения при подготовке детей к школе.
3. Организационно санитарно-педагогических и собственно медицинских мероприятий по оздоровлению ослабленных, часто и длительно болеющих детей.
4. Разработку и организацию двигательного режима, а также закаливающих мероприятий.
Формы оздоровительной работы.
1. Занятия по физической культуре – два раза в неделю, младшая группа –
два раза в неделю по 20 мин. ; средняя группа – 2 раза по 25 мин. ;
подготовительная группа – 35 мин.
2. Утренняя гимнастика – утром перед завтраком ежедневно: младшая группа
- 6 мин., средняя группа – 8 мин., старшая группа – 10 мин., подготовительная
группа – 12 мин.
3. Физкультминутки – ежедневно во время занятий.
4. Подвижные игры на прогулке – ежедневно утром и вечером.
5. Физические упражнения после сна: ежедневно младшая группа – 4 мин.
средняя группа – 4 мин., старшая группа – 6 мин., подготовительная группа – -- 6 мин.
6. Спортивные игры : элементы игр на прогулке (первая половина дня) средняя
группа - 10 мин. ; старшая группа – 12 мин; подготовительная группа – 15 мин.
7. Ходьба на лыжах – два раза в неделю: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин.
8. Оздоровительный бег – перед уходом в группу утром : младшая группа – 3 мин., средняя группа – 4 мин., старшая группа – 5 мин., подготовительная группа – 6 мин.
9. Занятия в бассейне – по плану 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
10. Спортивный досуг – один раз в месяц.
11. Коррекционная гимнастика по зрению, осанке, плоскостопию, опорно – двигательному аппарату.