Людмила Веренич
Итоговый проект «Формирование представлений у детей старшего возраста о малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть основной образовательной программы,
формируемая участниками образовательных отношений
Парциальная программа: формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой Родине «Криничка».
Направление (я) : духовно-нравственное, патриотическое.
Возрастная группа : старшая группа.
Публикация «Итоговый проект „Формирование представлений у детей старшего возраста о малой Родине“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Основная цель программы: формирование представлений у детей старшего возраста о малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения хутора Коржевского, быта и традициями жизни кубанских казаков.
2. Формировать у дошкольников представления о Славянском районе, родном хуторе, природе родного края, трудовой деятельности славянцев.
3. Дать элементарные первичные знания детям о защитниках малой Родины, об именитых людях, прославивших Славянский район.
4. Формировать у детей духовно-нравственные и социокультурные ценности, уважительное отношение и чувства принадлежности к семье, жителям Славянского района.
Планируемые результаты: К концу года дети старшей группы должны знать : свой домашний адрес. Осознавать свою принадлежность к жителям Славянского района, Краснодарского края. Знать и узнавать флаг, герб, гимн Славянского района. Иметь представление о прошлом и настоящем малой Родины, о знаменитых людях, прославивших Славянский район. Называть и узнавать (на иллюстрации, фотографии) социально-значимые объекты, зеленые зоны хутора; 4-5 улиц. Уметь рассказывать о достопримечательностях хутора. Иметь представление о жизни и быте жителей Славянска – на – Кубани. Знать основные профессии жителей хутора. Иметь представление о природе родного края.
Методические материалы:
1. Мирук В. М., Науменко Т. А. Введение в историю Кубани. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
2. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. – Краснодар, 2007.
3. Маркова В. А. Воспитание дошкольников в любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007.
4. Маркова В. А., Данилина Л. М., Просолова З. Г. Воспитание дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007.
5. Ты, Кубань, ты наша Родина. Материалы из опыта работы районных методических служб дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов. / Под. ред. Хлоповой Т. П., Легких Н. П. и др. – Краснодар: «Мир Кубани», 2004.
Средства обучения и воспитания:
1. Методические материалы.
2. Основная и дополнительная литература.
3. Художественная литература
4. Иллюстрационный материал.
5. Изобразительное искусство.
6. Музыка.
7. Фото и видео материалы.
8. Мультимедийные презентации.
9. Интернет-ресурсы.
Особенности организации предметно-пространственной среды :
- фотоматериалы о малой Родине;
- флаг, герб, гимн, карта Краснодарского края, Славянского района;
- комната казачьего быта;
- макет кубанского подворья;
- мультимедийные презентации на тему: «История возникновения хутора Коржевского», «Хутор в котором я живу», «Защитники малой Родины», «Природа родного края», «Труженики Славянского района»;
- художественно-творческая зона «Коржевские умельцы» : репродукции картин, изделия из лозы, вышивки, вязание и прочее;
- фотограции семей воспитанников группы;
- альбомы с рисунками детей на темы : «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Мой любимый уголок» и т. д. ;
- игротека, включающая специальную серию познавательных и развивающих игр, упражнений, обогащающих социальный опыт дошкольников.
План-конспект
проведения образовательной деятельности с детьми
Наименование раздела Программы: Природа Славянского района – познавательное развитие.
Тема ОД: «Путешествие в страну лекарственных растений»
Цель: формирование первичных представлений об особенностях природы малой Родины.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- формировать представления детей о многообразии лекарственных растений Кубани и их целебных свойствах,
-продолжать знакомить с внешним видом растений, особенностями их места обитания.
Развивающие:
- развивать любознательность, ценностное отношение к природе родного хутора;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Воспитательные:
- воспитывать желание заботится об окружающем мире природы.
Методы и приемы:
- наглядные: показ, наблюдение;
- словесные: рассказ, беседа, художественное слово;
- практические: игры, упражнения.
Предварительная работа : экскурсии, наблюдения, разучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях; рассматривание иллюстраций, альбомов по теме, чтение стихов, изготовление атрибутов к играм, разучивание физкультминутки.
Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, одуванчик, календула, ромашка, шиповник, ландыш, сироп, отвар, плоды.
Материалы и оборудование: «тропинка» (полоска ткани, «лужок» (кусок ткани, лес (панно, искусственные лекарственные растения, письмо от Незнайки, картинки лекарственных растений, сироп шиповника.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, нам в детский сад пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет: «Дорогие ребята я заболел. У меня кашель, болит голова, горло. Таблетки я не принимаю, врача и уколов боюсь, а других лекарств у меня нет. Помогите, пожалуйста»
Чем мы можем помочь Незнайке? Что же ему посоветовать? Вспомните, чем мама лечит вас дома, когда вы болеете?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, мама орошает горло, дает сироп, настойки, капает нос. Кто знает, из чего делают эти лекарства?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, их делают из трав, цветов. А как называют такие растения?
Дети: Лекарственные растения.
Воспитатель:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
И ромашка, и крапива,
Подорожник молодой.
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах этих растений. Травы и цветы собирают, сушат, делают из них мази, сиропы, капли, настойки. У различных растений используют различные части растения: стебель, листья, цветы, плоды.
Разнообразие травы можно увидеть в аптеке, но часто люди сами собирают их и готовят себе лекарства. Каждый человек должен знать, какие лекарственные травы растут в той местности, где он живет, и уметь ими пользоваться.
Ребята, а вы знаете какие-либо лекарственные травы?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы, думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того чтобы помочь Незнайке, нам надо отправиться в путешествие, в страну лекарственных растений. А вот и тропинка, по которой мы пойдем.
Ребята, посмотрите, какое растение растет с правой стороны от тропинки?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его - сережки
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
Что это за растение?
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется это растение?
Ответы детей.
Воспитатель: Это многолетнее растение. Лист у подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. Кто знает, для чего люди используют подорожник?
Ответы детей.
Воспитатель: Это растение поможет Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель: А что за растение растёт слева от тропинки?
Он знаменитый, золотой, постарел и стал седой.
И как только поседел - вместе с ветром улетел.
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Как вы считаете, одуванчик - это лекарственное растение? Ответы детей.
Воспитатель: Чем полезен одуванчик?
Дети: Одуванчик лечит кашель, из его корней делают сироп, который помогает при простуде.
Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли Незнайке пить сироп из одуванчиков?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, куда привела нас тропинка?
Ответы детей.
Воспитатель: Это большой луг - страна лекарственных растений. Сколько на ней цветов! Как красиво тут. А какой запах? Вдохните.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на полене (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе - врозь)
Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку об одном из этих растений.
Семена, как коготки.
Жёлто - красные цветки.
От горла помогают.
Кто же их не знает.
Что это за растение?
Дети: Календула.
Воспитатель: Как вы догадались, что это календула?
Дети: У неб желто-красные цветки.
Воспитатель: Целебными свойствами обладают именно цветки этого растения.
А знаете ли вы, как в народе называют эти цветы?
Дети: Ноготки.
Воспитатель: Чем полезна календула?
Дети: Календула лечит горло.
Воспитатель: А есть еще одно растение, которым лечат заболевание горла.
Белая корзинка.
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой се возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.
Что это за растение, «белая корзинка, золотое донце?
Дети: Ромашка. 29
Воспитатель: Да, это ромашка - замечательное лекарственное растение. Отваром ромашки можно полоскать горло и оно не будет болеть. Ребята, а кто из вас знает стихи о ромашке?
Ребенок:
Погляди-ка из оконца.
Там ромашка.
Капля солнца.
Лепесточки отрывай
И судьбу свою узнай!
Воспитатель: Как вы думаете, ромашка, подорожник, календула и одуванчик помогут Незнайке поправить свое здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть растения, а вы будете выбирать, какое из них лишнее. Будьте внимательны.
Игра «Третий лишний»
Одуванчик, крапива, тополь;
подорожник, береза, ромашка;
Календула, гладиолус, одуванчик.
Воспитатель: Следующая игра «Найди свое лекарственное растение».
Игра «Найди свое лекарственное растение».
Педагог предлагает детям встать возле одного из растений. Как только зазвучит бубен, дети начинают двигаться по всему залу, по сигналу воспитателя, они должны занять прежнее место.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какой красивый куст встретился на нашем пути.
Я на розу не похож.
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
Что это за кустарник?
Дети: Шиповник.
Воспитатель: В чем сходство шиповника и розы?
Дети: У шиповника и у розы есть шипы.
Воспитатель: Скажите, какие плоды у шиповника по цвету и форме?
Дети: Плоды круглые, красные.
Воспитатель: А как выдумаете, чем полезен шиповник?
Дети: В шиповнике много витаминов.
Воспитатель: Из плодов шиповника делают отвар, сироп. А хотите попробовать чай с сиропом шиповника? После того как мы вернемся из путешествия мы обязательно попробуем. Как вы думаете, для чего пьют отвар и сироп шиповника?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы можем Незнайке предложить шиповник для лечения?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне хочется еще вас с одним растением познакомить. А ну-ка послушайте загадку: «Белые горошки на зелёной ножке». Что это за растение?
Дети: Это ландыш.
Воспитатель: Верно, у ландыша зелёный стебель и белые цветы. Ландыш не просто красивый цветок, но ещё и лекарственное растение. Капли ландыша помогают при заболевании сердца. Как вы думаете, Незнайке необходимо принимать их?
Дети: Нет, не нужно.
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Вы теперь знаете, как помочь Незнайке, давайте напишем ему письмо.
Воспитатель с детьми продумывают ответ на письмо Незнайки.
Воспитатель: Какие из лекарственных растений мы можем посоветовать Незнайке для лечения простудного заболевания?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы Незнайка ничего не перепутал, мы отправим ему картинки с изображением лекарственных растений.
Педагог вкладывает письмо и картинки в конверт, и подписываем его; «Незнайке от детей старшей группы».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на чай с сиропом шиповника.
Дети присаживаются за столы. Педагог выясняет, что же им больше всего запомнилось, чему они удивились, что узнали нового.