Елена Гречко
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Модель образовательной деятельности: Речевое развитие (08. 05. 2019 г.)
Воспитатель: Гречко Елена Владимировна
Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.» Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Старшая группа : – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (Стр. 102)
Публикация «Итоговое занятие „Чтение рассказа В, Драгунского „Сверху вниз, наискосок“ по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Драгунский В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Целевой ориентир: Ребёнок должен знать, что такое рассказ; способен выстраивать сложные предложения; уметь ориентироваться в сюжетных картинках; находить отличия и юмористический сюжет.
Цель: Уточнить, что такое рассказ; продолжать знакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Проверить, насколько богат словарный запас детей.
Задачи:
- Связная речь:
Обучение детей новому юмористическому рассказу;
- Словарь:
Обогащение речи прилагательным (юмористический, умение называть и определять значение новых непонятных слов, услышанных в тексте произведения;
- Грамматика:
Формирование умения строить сложные предложения;
- Звуковая культура:
Закрепление умения находить и выделять звук «Ш»;
- Воспитательная:
Воспитание у детей внимательности и любознательности. Чувства коллективизма и сплочённости.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие»
Технологии, методы, приё мы:
• технология «Твигис»,
• теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребёнка, право выбора ребёнка,
• теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из неё через самостоятельную деятельность,
• теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний,
• ИКТ,
• показ,
• наглядно-дидактическое сопровождение,
• беседа,
• проблемная ситуация,
• вопрос – ответ,
• загадка,
• лексические упражнения,
• динамическая деятельность.
Предварительная работа: создание детской книжки по рассказу В. Драгунского своими руками с опорой на ресурсы интернет, чтение рассказа «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, работа по сюжетным картинкам «Найди пару», «В чём ошибся художник», «Поменяй местами», «Что смешного в картинке» и т. п.
Материал и оборудование: карточки-подсказки для воспитателя с поэтапным ходом занятия, книжка с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», сделанная своими руками; книга с рассказами, прочитанными ранее детям, картинки для сравнения ИНДЕЙКИ и ИНДЕАНКИ, картинки с изображением смешных животных «Что перепутал художник», схемы – мнемотаблицы с юмористическим сюжетом для составления детьми смешных предложений, карточки – фишки в виде кисточек и карандашей, предметные картинки со - и без - звука «Ш», аудиозапись с чтением рассказчика данного произведения на ноутбуке, мешочек с фишками – кисточками внутри, символы, сделанные своими руками «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», 2 стола с символами «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», колокольчик, корзинки для наглядного раздаточного материала для команд.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент – ритуал начала занятия «Я здороваюсь везде» (настрой на занятие)
(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ РИТУАЛА
«Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской… (курице) (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце – руки кверху)
Здравствуй, небо голубое! (Руками машут наверху)
Здравствуй, вольный ветерок! (Руками вверх-вниз)
Здравствуй, маленький дубок! (Руки вверх, сложенные «домиком»)
Здравствуй, утро! (Жест вправо)
Здравствуй, день! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны и пожимают друг другу руки)»
( Дети поворачиваются к гостям и говорят: «ЗДРАВСТВУЙТЕ ГОСТИ, ДОРОГИЕ!»)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята, вы молодцы! Я сейчас увидела, что вы настоящая команда.
- К нам сегодня на занятие пришли педагоги посмотреть, чему мы свами научились в конце учебного года. Давайте им покажем и расскажем….
(ДЕТИ ПРИСАЖИВАЮТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, РАССТАВЛЕННЫЕ ПОЛУКРУГОМ, НАИСКОСОК К ГОСТЯМ)
- Что мы делаем на занятиях? (НАШ ДЕВИЗ)
ВОСПИТАТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ:
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё… Дети: (видят)
Уши внимательно слушают и всё… Дети: (слышат)
Голова хорошо… Дети: (думает)
2. Проблемная ситуация
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Ребята, любите ли вы слушать рассказы? А есть ли у вас любимые рассказы?
(Если необходимо, напоминаю о Денискиных рассказах, о Живой шляпе, кот-ворюга и другие).
- А что такое рассказ? (Ответы детей)
- Рассказ – это жанр литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, реальное, которое бывает на самом деле, а так же могут быть отрывки из всей жизни героя.
- Вы не забыли рассказ В. Драгунского, который мы с вами читали ранее «Сверху вниз, наискосок»?
- Это рассказ? (Ответы детей)
- И причём юмористический рассказ – это смешной рассказ.
- А давайте послушаем его ещё раз, но только сейчас вам его буду читать не я, а рассказчик по аудиозаписи. (Включить аудиозапись на ноутбуке)
(Прослушивание детьми и воспитателем аудиозаписи)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята, понравился вам рассказ?
- А какой это рассказ? Какие чувства вызывает у вас?
(Ответы детей – Смешной, чувства радости и даже удивления за главных героев)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»
- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?
(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).
Обсуждение с детьми непонятных слов.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Объясните своими словами, что значат следующие выражения:
Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.
Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!
Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.
Прямо остолбенел – Застыл.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Кто главные герои рассказа?
(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).
- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?
(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).
- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).
- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)
- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)
- Загадка вам в помощь:
«Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?.»
(Ответы детей – Индюк)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Правильно, молодцы, отгадали загадку!
- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)
ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Хорошо! Молодцы!
- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей - индеанка)
- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)
(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,
и где они жили).
ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Много народов живё т на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)
- Но, не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.
ПОКАЗАТЬ 2 КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИНДЕАНКИ И ИНДЕЙКИ.
- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)
(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗОЙ)
3. Динамическая пауза «Маляры»
Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)
Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)
Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)
Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Ребята, а кто такие «маляры»?
(Ответы детей – Это рабочий человек, который занимается окраской зданий).
4. Лексические упражнения. Разделение детей на команды:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А теперь настала пора поиграть, но в лексические игры, которые развивают у нас с вами внимание, память и речь. Для этого предлагаю разделиться на команды. Одна команда у нас будет писателями, а другая – художниками. Для вас приготовлены рабочие места. На одном столе прикреплён символ «КИСТОЧКА», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – кисточку. А на другом столе прикреплён символ «КАРАНДАШ», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – карандаш. Кто из вас вытянет фишку – кисточку или фишку – карандаш больше, тот становится КАПИТАНОМ команды.
(Воспитатель держит мешочек, а дети вытягивают, не подсматривая фишки, и подходят каждый к столу со своим символом)
(ДЕТИ ПОДХОДЯТ СО СВОЕЙ КОМАНДОЙ К СВОЕМУ СТОЛУ, ГДЕ СТОИТ СИМВОЛ ИХ КОМАНДЫ КИСТОЧКА ЖЁЛТОГО ИЛИ ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА)
Задание№1.
Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт картинки и рассказывает детям правило (Нужно из всех картинок, которые принёс капитан, выбрать и разложить на столе только те, у которых в названии есть звук «Ш». Затем капитаны возвращаются к своим командам. Команды выбирают из данных картинок те картинки, у которых в названии есть звук «Ш». Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. Воспитатель подходит и проверяет. В случае некоторых недоразумений (неправильное определение картинки, воспитатель просит объяснения и команда объясняет: почему и по какой причине была выбрана (либо не выбрана) та или иная картинка.
Задание №2.
Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт каждому капитану наборы картинок для каждого члена команд с заданием «Что перепутал художник»? Воспитатель объясняет правила капитанам, а те, разойдясь к своим рабочим местам, рассказывают правила своей команде, и раздают картинки. Далее, командам даётся минута на обдумывание. Затем каждый член команд, поочереди по своей картинке выдвигают свои гипотезы, поясняют, почему они пришли к такому выводу.
Релаксационная минутка. Игра на воображение, со сценическим действием «Насосы и шарики».
- Для этого нам понадобится насос, правда? Нужно встать. А еще мы разделимся на пары. Один - «насос», а другой - «шарик», но, пока что, не надутый.
Те из вас, кто наши «шарики», должны присесть, обнять себя руками и сгруппироваться. Вот так! А остальные - «насосы». Насосы сгибают руки и одновременно с наклоном, четко произносят длинный звук «Ш». «Шарики» постепенно раздуваются, разворачиваются и, наконец, полностью надуваются. Ух, ты! Сколько красивых, цветных шаров!
Затем дети в парах меняются ролями.
Задание№3.
Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель даёт капитанам по одной карточке – мнемотаблице со смешным сюжетом и рассказывает правила (необходимо каждой команде рассмотреть мнемотаблицу : определить юмористический сюжет (что смешного в ней, и придумать из трёх-четырёх сложных предложений смешной рассказ. Затем, капитаны возвращаются к своим командам и рассказывают правила. Капитаны со своими командами по карточкам – мнемотаблицам придумывают небольшой юмористический рассказ из 3-4 сложных предложений. Для обдумывания и совещания каждой команде воспитатель даёт по минуте. Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. А затем готовая первой команда даёт смешной описательный рассказ по данному ей заданию.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Члены всех команд молодцы! Команды справились с заданиями!
- Наше занятие подходит к концу, и нам надо вспомнить, с чего мы начинали его.
Мы с вами вспомнили юмористический рассказ Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Обсудили его «юмористический» сюжет. Поработали над речью и звуком «Ш». а теперь давайте проведём рефлексию и уточним, как вы запомнили наше занятие, чему оно вас научило.
5. Рефлексия.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Как назывался рассказ?
(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)
- Вам понравился рассказ?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)
- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)
- Какой это рассказ?
(Ответы детей - Юмористический)
- Что конкретно вам понравилось в рассказе?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)
- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?
Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.
(Воспитатель отмечает детей и их успехи).