Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба»

Елена Кукотина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Формировать умения связно пересказывать литературный текст.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение и пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыба“» размещена в разделах

-умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

-обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

-совершенствовать умение осознано и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.

-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие :

-развивать интерес и любовь к книге;

-продолжать формировать умения слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

-развивать творческое воображение.

Воспитывающие:

-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Оборудование: разрезные картинки с рыбами, рассказ.

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель: ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнем с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить. (детям предлагаются разрезные картинки)

Правильно, вы должны будите собрать картинки, и сказать мне, о чем мы будем с вами говорить.

Основная часть:

- Что у вас получилось? (дети называют своих рыб)

- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

- Значит они какие? (речные, морские)

- Назовите речных и морских рыб.

- А что общего у рыб.

- Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб! (классификация)

Ребята скажите какая бывает вода?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить с детьми слова антонимы.

Я вам называю слово, а вы мне должны называть это слово с противоположным значением.

Горячая-Холодная

Прохладная-Теплая

Чистая-Грязная

Кипячёная-Сырая

Соленая-Пресная

Бурливая-Спокойная

Прозрачная-Мутная

Ребята, а, что люди могут делать с рыбой?

Ребята кто из вас знает, что такое рыбалка?

Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, а называется он «Первая рыба».

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением

Вопросы к тексту:

-Почему этот текст называется «рассказ»?

-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

Правильно ребята потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка»

Физминутка: «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы:

- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была, и моя маленькая рыбка).

Ребята, я сейчас еще раз прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

-Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. (трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)

-Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

-Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (ребята рассказывают)

-Все ли ребята были внимательными?

-А вот Анечке предстоит выполнить самое трудное задание – она будет рассказывать полностью весь рассказ.

-Насколько смогла Аня рассказать точно рассказ, используя слова автора?

-Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.

П/и «Удочка»

-Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

-А чем она ещё может быть?

-Ну, раз у меня в руках удочка, тоя кто? А вы мои рыбки.

Рефлексия:

Ребята вам понравилось наше занятие?

А чем мы сегодня занимались?

А что за рассказ и про кого?

Первая рыбка

Евгений. Андреевич. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Конспект НОД. Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг». Цели: Обобщение представлений о весне. Актуализация словаря по теме «Весна».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц Задачи: Продолжать.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка» Задачи: - связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; узнавать по образному.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и козел» Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и козел» Образовательная область: Речевое развитие.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Конспект занятия по развитию речи в старше-подготовительной группе «Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «Чтение и пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 13:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кукотина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД