Елена Кукотина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Формировать умения связно пересказывать литературный текст.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение и пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
-умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
-обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;
-совершенствовать умение осознано и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.
-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
Развивающие :
-развивать интерес и любовь к книге;
-продолжать формировать умения слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
-развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Оборудование: разрезные картинки с рыбами, рассказ.
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель: ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнем с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить. (детям предлагаются разрезные картинки)
Правильно, вы должны будите собрать картинки, и сказать мне, о чем мы будем с вами говорить.
Основная часть:
- Что у вас получилось? (дети называют своих рыб)
- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)
- Значит они какие? (речные, морские)
- Назовите речных и морских рыб.
- А что общего у рыб.
- Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб! (классификация)
Ребята скажите какая бывает вода?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Закрепить с детьми слова антонимы.
Я вам называю слово, а вы мне должны называть это слово с противоположным значением.
Горячая-Холодная
Прохладная-Теплая
Чистая-Грязная
Кипячёная-Сырая
Соленая-Пресная
Бурливая-Спокойная
Прозрачная-Мутная
Ребята, а, что люди могут делать с рыбой?
Ребята кто из вас знает, что такое рыбалка?
Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, а называется он «Первая рыба».
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением
Вопросы к тексту:
-Почему этот текст называется «рассказ»?
-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
-О чем говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
-Сколько рыбы поймал Юра?
Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?
Правильно ребята потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка»
Физминутка: «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
Вопросы:
- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была, и моя маленькая рыбка).
Ребята, я сейчас еще раз прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
-Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. (трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
-Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
-Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (ребята рассказывают)
-Все ли ребята были внимательными?
-А вот Анечке предстоит выполнить самое трудное задание – она будет рассказывать полностью весь рассказ.
-Насколько смогла Аня рассказать точно рассказ, используя слова автора?
-Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.
П/и «Удочка»
-Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
-А чем она ещё может быть?
-Ну, раз у меня в руках удочка, тоя кто? А вы мои рыбки.
Рефлексия:
Ребята вам понравилось наше занятие?
А чем мы сегодня занимались?
А что за рассказ и про кого?
Первая рыбка
Евгений. Андреевич. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.