Светлана Меркулова
Конспект организации непрерывной НОД детей в старшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме : «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Автор конспекта ННОД : воспитатель МБДОУ№133 Меркулова С. И.
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект организации непрерывной НОД детей в старшей группе „Чтение рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
• «Речевое развитие» : Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого, научить анализировать поступки героя. Дать понятие «быль» жанру произведения. Продолжать учить детей правильно понимать смысл прочитанного произведения. Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. развивать связную речь детей, пополнять и активизировать словарный запас
• «Художественно-эстетическое развитие» : Учить вырезать и наклеивать предмет, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.); упражнять в вырезании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать логическое мышление, умение красиво располагать изображения на листе бумаги. Закреплять правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие» : развивать творческую активность детей; формировать умения устанавливать контакт, свободное общение; воспитывать положительное отношение к труду (умение по окончании работы приводить в порядок своё рабочее место); воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
• «Физическое развитие» : обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья с помощью помощью упражнений для глаз, подвижной игры, смены видов деятельности.
Планируемые результаты ННОД:
Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для изобразительной деятельности (лепки).
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности (в паре, предлагать помощь и сотрудничество; познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, классифицировать;
регулятивные - умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами; личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Оборудование для педагога: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя. иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».
Оборудование для детей : цветная бумага для вырезания кораблей; бумага разного цвета для моря (на выбор); клей;картинки с изображением пароходов.
Предварительная работа: чтение книг Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.
Методы обучения: словесные, частично-поисковые, практические, игровые: (чтение рассказа воспитателем, поиск ответа на проблемные вопросы, анализ рассказа, выполнение аппликации из бумаги, подвижная игра)
1. Введение игрового момента.
- Отгадайте загадку:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход.)
- Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан)
- Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)
- Я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.
2. Работа по рассказу Л. Толстого «Косточка»
А) Вступительное слово воспитателя:
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Льва Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на разные языки, их читают люди всего мира.
- Ребята, мы с вами читали много произведений Л. Толстого. Сегодня познакомимся еще с одним.
Б) Чтение рассказа «Косточка»
В) Анализ произведения:
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Кто главный герой?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Понравилась Ване слива?
- Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес свой рассказ «Косточка» писатель? (Быль)
-Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например, компьютеры, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
- Что вы можете сказать о Ване?
- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:
-Ему стало страшно, что он умрет.
-Ему хотелось еще слив.
-Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
-Он съел косточку.
-Ему не понравились сливы.
- Что плохого сделал Ваня?
- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли).
- Как вы думаете, мальчик Ваня сможет быть капитаном или матросом на пароходе? Давайте построим для него это судно и отправимся вместе с Ваней в море. В какую погоду море неспокойное? (В шторм) Говорят: «Море волнуется».
3. Подвижная игра «Море волнуется»
Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура, на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот отдает фант.
4. Аппликация «Пароход».
Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем.
- В какую погоду плавают пароходы?
- Какой надо выбрать фон для работы, если пароход плывет в шторм или ночью? (Темно-синий)
- А если пароход плывет днем и погода безветренная? (Светло-голубой)
- Как можно вырезать пароход?
- Сначала вырезаем корпус парохода. Он имеет форму трапеции. У этой фигуры две стороны прямые, две косые. (Показ этой фигуры).
- Затем вырезаем трубы разного размера. Они имеют форму прямоугольника.
- Чтобы изобразить иллюминаторы, вырезаем светлые круги. Их будем клеить на корпус парохода.
Все детали дети наклеивают на лист бумаги.
- Какие красивые пароходы у вас получились! Ну, что ж, поплыли по волнам? Возьмем в руки бинокли и посмотрим по сторонам. (Упражнение для глаз).
5. Итог занятия.
- Рассмотрите аппликации на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные работы. Объясните свой выбор.
Структура ННОД Содержание ННОД Образовательная область (вид
деятельности) Формы работы Наличие средства Образовательные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат (интегративные
качества)
Вводная часть 1. Введение игрового момента.
- Отгадайте загадку: По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (Пароход.)
- Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан)
- Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)
-Я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.
Речевое развитие Отгадывание загадки. Художественное слово:
загадки. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Любознательный, активный. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям (загадкам);
Основная часть 2. Работа по рассказу Л. Толстого «Косточка»
А) Вступительное слово воспитателя:
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Льва Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на разные языки, их читают люди всего мира.
- Ребята, мы с вами читали много произведений Л. Толстого. Сегодня познакомимся еще с одним.
Б) Чтение рассказа «Косточка»
В) Анализ произведения:
- Сколько действующих лиц в рассказе?
-Кто главный герой?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Понравилась Ване слива?
- Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес свой рассказ «Косточка» писатель? (Быль)
-Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например, компьютеры, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
- Что вы можете сказать о Ване?
- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:
-Ему стало страшно, что он умрет.
-Ему хотелось еще слив.
-Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
-Он съел косточку.
-Ему не понравились сливы.
- Что плохого сделал Ваня?
- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли).
- Как вы думаете, мальчик Ваня сможет быть капитаном или матросом на пароходе? Давайте построим для него это судно и отправимся вместе с Ваней в море. В какую погоду море неспокойное? (В шторм) Говорят: «Море волнуется».
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Речевое и познавательное развитие
Рассматривание иллюстрации, беседа по содержанию рассказа
Беседа
Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка»,слово Умение отвечать на вопросы по
содержанию рассказа
Приобщение к словесному искусству, развитие связной речи (пересказ).
Любознательный, активный, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач,может участвовать в беседе.
Способный решать интеллектуальные задачи УУД – умение слушать взрослого,по содержанию прослушанного рассказа.
Подвижная игра «Море волнуется»
Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура, на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот отдает фант.
Физическое развитие, речевое развитие Физические упражнения (подражательные движения, художественное слово Слово,
движения Обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья Снятие усталости, эмоционального напряжения
Заключительная часть. Творческая деятельность
Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем.
- В какую погоду плавают пароходы?
- Какой надо выбрать фон для работы, если пароход плывет в шторм или ночью? (Темно-синий)
- А если пароход плывет днем и погода безветренная? (Светло-голубой)
- Как можно вырезать пароход?
- Сначала вырезаем корпус парохода. Он имеет форму трапеции. У этой фигуры две стороны прямые, две косые. (Показ этой фигуры).
- Затем вырезаем трубы разного размера. Они имеют форму прямоугольника.
- Чтобы изобразить иллюминаторы, вырезаем светлые круги. Их будем клеить на корпус парохода.
Все детали дети наклеивают на лист бумаги.
- Какие красивые пароходы у вас получились! Ну, что ж, поплыли по волнам? Возьмем в руки бинокли и посмотрим по сторонам. (Упражнение для глаз).
Художественно – эстетическое развитие Самостоятельная творческая деятельность детей Цветная бумага,ножницы,клей
Практические действия, слово Закрепить умение детей работать с ножницами,вырезать из бумаги различные геометрические фигуры (Трапецию,треуголник,круги,аккуратно наклеивать все части на лист бумаги,соблюдать пропорции. Развивать мелкую моторику рук. Выполняет аппликацию,используя усвоенные ранее приёмы.