Людмила Мартынова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека отмечают и современные авторы. Воздействие на воду образует микроволны, усиливающие давление на организм человека. Кожа рук, с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается психологическое напряжение.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В течение нескольких месяцев мною была подобран методический материал для организации пальчиковой гимнастики с гидромассажем для детей младшего дошкольного возраста.
Для проведения занятий с водой использую специальное оборудование: емкости для воды, салфетки, крем, термометры.
Система выполнения упражнений в воде предполагает регулярное их выполнение в течение 10 минут. Во время погружения рук в воду малыши выполняют такие упражнения, как растирание, пощипывание и похлопывание. Специфика работы по данной технологии строится на гидромассаже кистей и пальцев рук, включающих в себя:
• самомассаж тыльной стороны рук;
• самомассаж ладоней;
• самомассаж пальцев рук.
Мною разработана картотека комплексов упражнений для самомассажа тыльной стороны рук; самомассажа ладоней, самомассаж пальцев рук.
В комплексы упражнений входят:
• растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой;
• растирание в различных направлениях движения (продольно, поперечно, кругообразно и спиралевидно);
• растирание ладони (рука не скользит по коже, а сдвигает ее, сначала кожу одной руки, от середины к краям, большим пальцем, потом другой руки);
Так же провожу самомассаж с некоторыми усложнениями в движениях, то есть с разными предметами, которые помогают образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной.
Массаж в воде с предметами:
• каучуковым мячиком:
• бусинками:
• пластмассовыми, рельефными бигуди;
• грецкими орехами,
• камушками.
Для того чтобы дети различали мышечные ощущения, ввели предметы с мягкой и твердой поверхностью: губки, поролоновые и резиновые мячики, ластики, эспандер.
Ко всем составленным комплексам были подобраны коротенькие четверостишия. Они способствуют развитию координации и произвольной моторики. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы. Кроме того, с помощью стихотворения вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.
Применяя в течение нескольких месяцев гидромассаж в своей работе, считаю, что данная технология доступна, результативна, оптимизирует психологическое состояние ребенка, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам. Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, способствуют здоровье формирующим процессам в организме ребенка, так как вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью. Контрастные ванны являются мощным раздражителем, обладают закаливающими свойствами, тренируют кровеносные сосуды, снижают повышенное давление, снимают нервные перегрузки и стрессы и улучшают функции кожи.
Планирую в дальнейшем максимально развить методику применения гидромассажа.