Татьяна Бабетова
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у петушка».
Пояснительная записка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В официальной медицине создано целое направление – музыкотерапия. Таким образом, музыка – это, во-первых, одно из средств физического развития детей, и, во-вторых, фактически между этими двумя явлениями («музыка» и «здоровье») можно поставить знак равенства.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, НОД с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:
В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
Логоритмика;
Пальчиковая гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Ритмопластика;
«Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова.
Психогимнастика;
Музыкотерапия.
В музыкальных занятиях здоровьесберегающие технологии используются комплексно, в игровой форме. Перед пением песен –необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок; музыкально-ритмические движения полезно совмещать с речевыми играми; а танцевальную импровизацию полезно совместить с музыкотерапией. Всегда приходится внимательно следить за состоянием детей: при потере интереса или признаках утомления на помощь педагогу приходят пальчиковые игры или элементы психогимнастики. Всё это требует от педагога большой профессиональной подготовки. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Вся работа проводится совместно с логопедом, педагогом-психологом, физкультурным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем.
Процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя следующие формы:
непосредственная образовательная деятельность;
непосредственная образовательная деятельность валеологической направленности;
праздники и развлечения;
музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «В гостях у петушка».
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация». «Социализация», «Физическая культура», «Художественное слово».
Цели.
«Музыка». Развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность,музыкально-познавательная деятельность); воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональной сферы; развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления.
«Коммуникация». «Социализация». Развитие нравственно-коммуникативных качеств: способность к сопереживанию, умение работать в коллективе.
«Художественное слово». Развитие речи.
«Физическая культура». Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; повышать адаптивные возможности детского организма;
формировать правильную осанку, навыки ориентировки в пространстве.
Виды детской деятельности: восприятие музыки, испольнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность, музыкально-познавательная деятельность, коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Материалы и оборудование:
Петушок, слоник (яркие игрушки); разноцветные ленточки (по две на каждого ребёнка); палочки, бубны; аудиозапись для музыкально-ритмических упражнений.
Используемый репертуар :
импровизация «Приветствие петушка»;
«Марш» муз. Е. Тиличеевой;
упражнение «Качание рук с лентами и легкий бег». «Вальс» муз. А. Жилина;
«Петушок» р. н. прибаутка;
пальчиковая игра «Побежали вдоль реки»;
«Кто проснулся рано?» муз. Г. Гриневича;
«Барабанщик» муз. М. Красева;
«Чики-чики-чикалочки» р. н. прибаутка;
пляска «Нам весело» укр. н. м. ;
артикуляционное упражнение «Слоник»;
дыхательное упражнение «Надуем шарики».
Структура занятия :
1. Организационная часть.
Приветствие и музыкально-ритмические движения.
2. Основная часть.
Развитие чувства ритма, пальчиковая игра, дыхательное и артикуляционное упражнения, распевка, пение песен, слушание музыки.
3. Заключительная часть.
Творческая пляска. Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Цель - создать веселую, шуточную атмосферу – установить эмоциональный контакт с детьми.
Детей встречает петушок и приветствует их по-своему: «Ку-ка-ре-ку!» Педагог поёт за петушка, меняя ритмические формулы. Затем дети показывают петушку, как они могут маршировать. («Марш» Музыка Е. Тиличеевой). Я слежу и за осанкой детей, и за тем, чтобы движения выполнялись в соответствии с характером музыки.
Предлагаю детям пофантазировать: показать петушку руками, как машут крыльями птички, как качаются от ветра веточки на деревьях. Выполняется упражнение «Качание рук с лентами и лёгкий бег» («Вальс» муз. А. Жилина). Приучать детей во время бега использовать всё пространство зала, различать двухчастную форму музыкального произведения, менять движение со сменой частей. Обращаю внимание на то, чтобы мышцы рук у детей были расслаблены, а движения – плавные.
Анализируя эту часть занятия с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий, видно, что наряду с музыкальными задачами решаются и задачи оздоровительного направления. Используется ритмопластика. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому, любое упражнение, основанное на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д., на данном занятии я работала над совершенствованием навыков основных движений (марш, бег); навыка ориентировки в пространстве и умения слышать двухчастную форму.
2. Основная часть.
Цель – развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности.
Педагог напоминает детям песенку про петушка («Петушок» р. н. прибаутка) : поёт и прохлопывает ритмический рисунок. Затем предлагает сделать это всем вместе. Первые два слова попевки педагог выкладывает «солнышками» на магнитной доске и вместе с детьми прохлопывает и проговаривает этот ритмический рисунок. Затем дети делятся на две группы. Одна группа берёт в руки палочки, другая – бубны. Выложенный ритмический рисунок «проигрывается» на шумовых инструментах, обязательно со словами. Целью данного упражнения являются развитие артикуляции и чувства ритма, отработка ритмической структуры слова. (Логоритмика).
Педагог предлагает детям пофантазировать и изобразить, как бегут косолапые мишки, юркие мышата.
Проводится пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки». Кроме развития фантазии и воображения пальчиковая игра выполняет роль своебразного стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Упражнение выполняем в медленном темпе под музыку 3- 4 раза сначала одной рукой, затем - другой. И только после этого – двумя руками вместе
Педагог говорит, что петушок немного загрустил и предлагает детям надуть шарики, чтобы развеселить петушка. Упражнение на развитие трёх основных моментов речевого и певческого дыхания «Надуй шарик». Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью и оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Вдруг прибежал Слоник, который захотел посмотреть на красивые шарики. Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. (Как можно больше тянуть губы, образуя «хоботок», затем принимать исходное положение). Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям проходит по подражанию взрослому.
Педагог предлагает спеть распевочку, чтобы развеселить петушка. («Чики-чики-чикалочки» р. н.)
Сначала дети вместе с педагогом (который внезапно «забыл» слова произносят слова потешки громко, затем тихо, чётко артикулируя слова. Затем все вместе поют подряд несколько раз, постепенно прибавляя темп).
Далее проходит работа над песенкой «Барабанщик» муз. М. Красева. Педагог играет вступление к песенке. Узнают ли дети песенку? Музыкальный руководитель предлагает всем вместе её петь, а на припев постучать ладошками по коленкам (как на барабане). Педагог следит за тем, чтобы дети пели слаженно, активно, начинали пение после вступления. Петушок развеселился и зовёт всех детей в круг. Дети встают по кругу. Знакомство детей с новой песенкой: «Кто проснулся рано?» муз. Г. Гриневича.