Мария Бакаева
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Быть здоровым – здорово!
Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших условий решения задач оздоровительной работы является организация развивающей предметной среды. В связи с чем необходимо выявить особенности методической работы по созданию среды в ДОУ для использования здоровьесберегающих технологий. Среди эффективных форм и методов работы объективно считается совершенствовать, в рамках внедрения ФГОС, исследования здоровьесберегающих технологий в теоретическом и особенно практическом плане.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
Выбор здорвьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Особое внимание в своей работе я уделяю технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которая обеспечивает психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника. Основная задача этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Наш детский сад работает по программе «Детство» Т. И. Бабаеваой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, на протяжение многих лет особое внимание мы уделяем социально-личностному развитию детей, что соответствует социально-коммуникативному развитию, определенному в ФГОС. Поэтому сегодняшний выбор темы «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» и раздела образовательная область «Социально-коммуникательное развитие» для меня был неслучаен.
По данной теме я работаю с 2013 года со второй младшей группы. Основная часть детей перешла из первой младшей группы, но в силу особенностей нашего учреждения (когда приходится принимать в коллектив ещё и новых детей, к нам присоединились и другие дети. Также к нам в группу пришла девочка с ограниченными возможностями. Наблюдая за детьми, мы заметили, что новенькие дети не умели взаимодействовать со сверстниками, некоторые не шли на контакт с педагогом, для определённой части детей не были понятны нормы и правила, принятые в группе. А присутствие в группе девочки ОВЗ, вводило детей в замешательство. Эта тема мне самой очень близка, имея ребёнка-инвалида, меня волновало и беспокоило, как мой ребёнок войдет в детский коллектив, как будут к нему относиться другие дети. Изучив необходимую литературу, ФГОС, Санпин, ознакомившись со здоровьезберегающими технологиями, внимательно проанализировала возрастные особенности детей, Был составлен план мероприятий.
Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
5. Систематизировать изученную литературу.
Каждый год включала в свою работу новые методы и приёмы.
Далее было проведено анкетирование родителей, о том, как они понимают значение слова «здоровье», гимнастика, режим дня, правильное сбалансированное питание, какие виды физических упражнений выполняют дома, взаимосвязь положительных эмоций, окружающей среды на здоровье, как часто рассказывают о здоровье ребёнку и т. д. Использовала детскую литературу, сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», детские энциклопедии, подобраны презентации.
В соответствии с возрастом оформлялись физкультурные уголки, создавала благоприятную развивающую среду, для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком в группе. Подключила родителей в изготовлении нетрадиционного физкультурного пособия.
Подобрала наглядную, доступную информацию для родителей:
- оформление папок-передвижек;
- составление памяток;
- консультации с родителями;
- собрание;
- развлечение родители-дети;
- оформление фотовыставки;
Пополнила методическое обеспечение картотекой прогулок, дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме сбережения здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Так же используем музыкотерапию (утренний приём, засыпание, пробуждение). Музыка помогает детям устанавливать контакт, успокаивает, настраивает, активизирует, заинтересовывает, одним словом, помогает преодолевать психологическую защиту.
Ежедневно проводится гимнастика после сна, где ребята могут «превращаться» то зверятами, то волшебниками, то вредными, то добрыми ребятками. Это влияет на их самооценку, раскрепощённость, доброжелательный настрой, объединяет всю группу, повышался интерес к гимнастике.
Во время НОД проводятся динамические паузы, по мере утомляемости детей. Включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятий. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно; индивидуально и подгруппами. Активно привлекала стеснительных детей, малоговорящих, ребёнка с ОВЗ во все мероприятия. Большая работа проводилась с такими детьми индивидуально, позже небольшими подгруппами, группами. Воспитывала в детях привычку к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Каждодневно проводятся упражнения для коррекции правильной осанки, беседы на темы «Чтобы быть здоровым», «Почему нужно мыть руки и чистить зубы», «Солнце, воздух и вода», «Строение организма человека», «Как работает наш желудок» и т. д. Цель таких бесед - выявление знаний детей и дать новую информацию о чистоте, правильном уходе за телом человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Организовывала совместные прогулки родителей с детьми, походы в городской парк. В этом году спортивные развлечения с родителями были проведены также в спортзале школы №2
Для меня было открытием, что в сюжетно-ролевых играх также можно использовать методы и приёмы здоровьесбережения. Ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игры позволяют нам развивать необходимые навыки и умения у каждого ребёнка, чтобы повысить его уровень игровой деятельности (сюжетосложение, режиссёрские, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.). Вместе с детьми мы продумываем и изменяем игровую среду в группе. Учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их половые различия.
При формировании игровых умений используем всё многообразие игр с детьми и устанавливаем баланс между ними и свободной самостоятельной игрой. Творчество предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в игровой деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и здоровьезберегающее значение.
В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся и различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Мы – мужчины!», во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.
Здоровьесберегающий образовательный процесс осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, относящихся к жизненно важным для обучающихся. Компетенции здоровьесбережения включают знание и соблюдение норм здорового образа жизни, культуры питания, правил личной гигиены, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Мы соблюдали принципы непрерывности на всех этапах образовательного процесса и целостности комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность здоровьесберегающих воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья.
Работая над этой темой, я выбрала своим жизненным и профессиональным ориентиром слова В. А. Сухомлинского «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».