Асия Алишева
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми с аллергическими заболеваниями
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детей, поступающих в ДОУ присмотра и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями, наряду с основным диагнозом имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушения характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей. Часто педагоги сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти особенности воспитанников с аллергическими заболеваниями существенно снижают продуктивность организации образовательной детской деятельности педагогов. Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в детском саду присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями обусловлена необходимостью повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми с аллергическими заболеваниями» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости, гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры).
Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в детском саду придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз - комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Включение упражнений из комплекса гимнастики для глаз в образовательную детскую деятельность педагога способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей.
Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы (обструктивный бронхит, астматический бронхит, бронхиальная астма).
Музыкотерапия - воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров коры головного мозга.
Пескотерапия - работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладают релаксирующим действием. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: морскую гальку, семена арбуза, фасоль, горох, крупы, макаронные изделия.
Психогимнастика — комплекс специально подобранных этюдов, на-правленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Вызывание у ребенка здоровьесоздающих эмоций (интереса, радости, спокойствия, сочувствия, удивления) улучшает психическое здоровье детей. Психогимнастика способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности, дети учатся сопереживать. В образовательной детской деятельности педагога психогимнастика помогает при установлении продуктивного контакта с гиперактивными детьми.
Расслабляющие упражнения (релаксация) — коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с неврозами, высокой тревожностью.
Самомассаж кистей и пальцев рук — активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений : массажных шариков, шестигранных карандашей, сосновых и ольховых шишек, грецких орехов, щеток массажных, прищепок, бигуди, иппликатора Кузнецова. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают ее регулирующую и координирующую функции.
Кинезиологическая гимнастика – упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, направленные на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка, позволяют улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия) - механическое воздействие на рефлексогенные зоны организма с целью поддержания здоровья человека.
Су-джок-терапия - это массажное воздействие на биологически активные точки кисти и стопы.
Аурикулотерапия - это массажное воздействие на биологически активные точки ушной раковины. Кисть руки, стопа и ушная раковина - мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Методы су-джок и аурикулярного массажа безопасны, эффективны, просты в применении, доступны для детей. Сеансы точечного массажа помогают развиваться всем системам организма, усиливают концентрацию внимания, улучшают интеллектуальные возможности, поддерживают организм в здоровом состоянии.
Арттерапия (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств) :
- изотерапия (тематическое рисование, ослабление эмоционального возбуждения);
- танцетерапия - лечение танцами.
Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова).
Сказкотерапия - способствует снятию некоторой «зажатости», тревожности, скованности, кроме того, развивает речь ребенка.
Хромотерапия - терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное действие на психику ребенка, может создавать определенный эмоциональный фон, обладает стимулирующим, активизирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом. Педагог может использовать следующие приемы.
- создание фона освещения и фона зрительного восприятия;
- применение сигналов нужного цвета;
- проведение занятия из цикла «Разноцветные сказки» Н. В. Нищевой;
- использование элементов изотерапии;
- игры с воздушными шариками и мыльными пузырями.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной "встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
Список использованной литературы :
1. Епанчинцева 0. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб., 2010.
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья (гимнастика для глаз, самомассаж, дыхательная гимнастика, релаксация).
СПб., 2004.
3. Лазарев М. Л.
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!»
М., 1997
4. Нищева Н. В. Разноцветные сказки.
СПб., 2004.
5. Чистякова М. А. Психогимнастика. — М., 1990.