Лариса Шустова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Спорт – это жизнь, а не игра!
Спорт – распорядок дня с утра!
Спорт – дисциплина, тяжкий труд!
Это праздник и триумф!
Ты должен добежать,
И все высоты взять,
В спорте слабых не бывает,
Сила воли побеждает.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» размещена в разделах
Выделяют три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
• коррекционно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Более подробно хочу раскрыть здоровье сберегающие технологии, используемые в моей работе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
зрительная гимнастика;
динамические паузы,
подвижные игры,
релаксация,
пальчиковая,
дыхательная,
артикуляционная гимнастика (динамическая, корригирующая,
физкультурные занятия. проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия,
коммуникативные игры,
серия занятий
«Уроки здоровья». точечный массаж,
технология музыкального воздействия,
арт-терапия,
сказкотерапия,
технология воздействия цветом,
психогимнастика
Зрительная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
— улучшить циркуляцию крови в органе зрения;
— предупредить и снять зрительное утомление;
— укрепить мышечную систему глаз;
— улучшить процесс аккомодации.
— способствует развитию концентрации внимания,
— обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие зрительно моторной координации, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий провожу мышечную релаксацию. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Также для поддержания положительного эмоционального настроя ребенка на занятия, в своей работе я использую систему поощрений, имеющую мотивационный эффект. На занятии каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. По окончанию занятия дети подсчитывают фишки. Кто набрал наибольшее количество фишек, становится победителем, награждается на один день почетной медалью.
Соблюдая здоровье сберегающие приемы на занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных и т. д.). В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.
Таким образом, в результате использования приемов здоровье сберегающих технологий повышается обучаемость, улучшаются зрительное восприятие, внимание, память, дети учатся видеть, слышать, рассуждать, корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи :
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.
Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Совместно с музыкальным руководителем организую и провожу музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляю музыкально одаренных детей и занимаюсь с ними индивидуально и в группе. Вместе проводим музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Музыкальный руководитель консультирует меня по проблемам музыкального развития. Знакомит с задачами работы и результатами диагностики. Вместе разрабатываем и проводим праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает в работе с родителями : готовит консультации помоей просьбе, рекомендации, памятки.
Совместно с инструктором по физической культуре проводим физкультурные занятия, в ходе диагностики выявляем физические способности детей, планируем индивидуальную работу с отстающими детьми, контролируем двигательную активность детей в течение дня. Инструктор по физической культуре проводит консультирование по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатываем и участвуем в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной компании, утренней гимнастики. Инструктор по ФК оказывает помощь в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с инструктором по физической культуре планируем и осуществляем разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый состав группы. В этот момент помогает мне выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальная работа с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуем в организации и проведении различных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у нас эмоционального выгорания. Оказывает помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
Работаю в тесном контакте с учителем-логопедом. Совместно проводим с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, развиваем фонематический слух. Во второй половине дня провожу индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению нетрадиционных форм работы и методов, по работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В работе с детьми используется логоритмические занятия Е. Железновой, логопедические распевки, самомассаж. Также в работе активно применяются кинезеологические упражнения:
• Разбудим ушки: отлично бодрит и воздействует на активные точки массаж ушей. Нужно их мять обеими ручками, а также загибать вперед и разгибать.
• Кинезиологическая часть: уши-нос. Одной рукой берем себя за мочку уха, второй – за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук.
• Физкультура: шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
• Я – красивый: ладошки устанавливаем так у лица, чтобы большие пальцы упирались в подбородок, а остальные пальцы в сомкнутом состоянии находились на щеках. Одновременно обеими ручками с небольшим нажимом гладим щеки от носа к ушам.
• Я – хороший: одна ручка гладит макушку круговыми движениями, а вторая – животик, затем меняем руки.
• Художник: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе.
• Крабик: растопыриваем пальчики «крабиком» твердо и начинаем одновременно двумя ручками массировать голову круговыми движениями.
• Колечки: сначала на одной руке делаем поочередно колечки большим и указательным, большим и средним, потом безымянным и мизинчиком. Затем второй ручкой и одновременно перебираем пальчиками обеих рук.
• Незнайка: пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.
• Любимое для деток упражнение: лежа на полу, поднимаем руки и ноги и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.