Фименкова Светлана Анатольевна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач, каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом но и психическом и социальном благополучии малышей. Основа понятия здоровье сберегающие технологии в детском саду - это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Повышенное внимание к ним обусловлено тем, что заболеваемость малышей из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата у них есть проблемы с осанкой. Здоровье сберегающие технологии в воспитательном процессе разделены на те, которые направлены на стимулирование и сохранение здоровья обучение здоровому и правильному образу жизни коррекцию состояния малышей. Эффективность всех технологий в первую очередь зависит от того как именно в ДОУ организован процесс обучения, не наносит ли он вред малышам. Цели их использования предельно ясны. Они необходимы для того, чтобы воспитанники садов стали более жизнеспособными, у них сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять оберегать и поддерживать. Даже дошкольники должны получать знания о правилах оказания элементарной медицинской помощи и, в случае необходимости самопомощи. Необходимо в процесс вовлекать и родителей воспитанников садов. Описание технологий важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровье сберегающие воспитательные технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Для привития малышам любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры. К коррекционным технологиям относят музыкотерапию, сказкотерапию. изотерапию, логоритмику, арттерапию. Гимнастика для пальчиков. Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровье сберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь. Гимнастика для глаз. Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Такие здоровье сберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно. Дыхательная гимнастика. Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний. Особое внимание должно уделяться отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости малышей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2-5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы здоровье сберегающие технологии в младшей группе начали работать. В старших группах дети уже более выносливы, они могут выдержать около 15 минут непрерывных занятий, но и им необходим отдых. Особое внимание от водится занятиям физической культурой. В каждом ДОУ они должны быть хотя бы 2-3 раза в неделю и проводиться не в группе, а в специальном спортивном или музыкальном зале. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей. Исключения делаются лишь для самых маленьких - у ясельных групп может не быть физкультуры, или она может проводиться прямо в группе. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия занятия. Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровье сбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее.