Наталия Богомолова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Главным богатством любого государства является здоровье подрастающего поколения. В последние годы ученые отмечают увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях большое значение приобретает проблема здоровьесбережения детей, которая отражает современные подходы к деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Устав Всемирной организации здровоохранения определяет здоровье, как состояние благополучия на физическом, душевном и социальном уровне. Данное определение указывает на тесную взаимосвязь здоровья и социализации ребенка, что является особенно важным для детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание – одно из наиболее сложных нарушений речи, нарушение речевой функции создает трудности для формирования личности ребенка, его взаимодействию с окружающим миром, тем самым препятствуя процессу социализации.
Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией. Поэтому включение в работу здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением современной педагогики.
Работа по устранению заикания у детей наиболее эффективна, если она носит комплексный лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный характер. Цель комплексной реабилитации заикающихся дошкольников заключается в создании специальных условий, способствующих коррекции всего симптомокомплекса заикания, что способствует нормализации темпа речи.
В России накоплен достаточный опыт работы с заикающимися детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений. Достаточную эффективность показали существующие методики работы с заикающимися дошкольниками (С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, а также методические разработки по реализации коррекционных задач комплексной системы реабилитации заикающихся дошкольников (С. В. Леонова, Е. А. Шилова и др.). Однако необходимо дальнейшее совершенствование коррекционно-развивающего воздействия. В настоящее время актуальным является внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, позволяющих усилить эффективность педагогического и коррекционного воздействия в дошкольном возрасте. Использование в работе с заикающимися детьми здоровьесберегающих технологий : дыхательной гимнастики, упражнений для релаксации, двигательных разминок, упражнений по биоэнергопластике, элементов самомассажа, су-джок терапии, психогимнастики, позволяет создать условия для повышения эффективности коррекционного воздействия.
Коррекционно-образовательная работа в условиях логопедической группы предполагает совместную деятельность учителя-логопеда, воспитателя и родителей при организации коррекционно-воспитательных мероприятий с целью эффективного воздействия на физиологическую и психологическую симптоматику заикания.
Работа организуется по следующим направлениям. 1. Коррекция психологических симптомов заикания : нормализация темпа речи, формирование речевых средств, профилактика фиксированности на своем дефекте, развитие психических процессов дошкольников с заиканием в процессе проведения занятий с учителем - логопедом и воспитателем. 2. Организация здоровьесберегающего режима в коррекционно-образовательном процессе с целью нормализации состояния нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики дошкольников. Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Логопед и воспитатель с первого этапа работы должны активно использовать на занятиях здоровьесберегающие технологии. Все упражнения, проводимые в рамках здоровьесбережения, органично включаются в занятия и способствуют реализации основных задач работы логопеда и воспитателя с заикающимися дошкольниками. Использование педагогами здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе обеспечивает оптимальный двигательный режим и способствует предупреждению гиподинамии (динамические паузы в процессе занятий, утренняя гимнастика, подвижные игры); снятию психического и мышечного напряжения, коррекции моторных и речевых функций (артикуляционная, пальчиковая гимнастики, самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации, зрительная гимнастика, су-джок терапия, психогимнастика, упражне по биоэнергопластике.) Рассмотрим подробнее, как здоровьесберегающие технологии реализуются в коррекционном процессе:
Точечный массаж и самомассаж является обязательной составной частью занятия логопеда и проводится в начале занятия. Известно, что массаж биологически активных точек улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств. На первых занятиях с логопедом осваиваются основные приемы массажа. На последующих занятиях дошкольниками проводится самомассаж под контролем педагога.
Эффективным приемом является самомассаж кистей и пальцев рук, который можно проводиться например в «сухом бассейне». Это способствует стимуляции тактильных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, увеличивается объем и амплитуда движений пальцев рук. Для создания сухого бассейна используют небольшую емкость, которая наполняется песком или горохом, фасолью. Детям предлагается ладошками скользить по поверхности, выполняя круговые и зигзагообразные движения. Поставить ладонь на ребро и выполнить те же движения. Выполнить движения каждым пальцем. Самомассаж в сухом бассейне может сопровождаться небольшими стихотворными текстами, что способствует формированию речевого дыхания заикающихся.
Развитию тонких, дифференцированных движений пальцев рук способствует «театр пальчиков и языка». Очень нравятся детям двигательные упражнения, проводимые в быстром темпе и сопровождаемые задорными стихотворения: рисование на ладошке, спине соседа, манке, песке; выкладывание фигур из крупы.
Использование су-джок массажеров способствует повышению физической и умственной работоспособности дошкольников. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на активизацию работы зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Это создает условия для более высокого уровня двигательной активности мышц и возможности плавного речевого высказывания.
Обязательным элементом логопедических занятий является дыхательная гимнастика. Это метод является оздоровительным, поскольку способствует улучшению работы всех центров и насыщает кислородом кору головного мозга, стимулирует работу сердца. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Приступая к развитию речевого дыхания, отрабатывается глубокий вдох и плавный, долгий ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Дорожка для зайчика» (на манке, «Воздушный шар» (надувание шарика, «Вьюга» (раздувание ватных шариков, «Морской бой» (бумажные кораблики на воде, «Кто быстрее?» (бумажные игрушки, подвешенные на ниточках). Работа по формированию речевого дыхания проводится совместно с артикуляционной гимнастикой, направленной на улучшение кровоснабжения артикуляционных органов, укрепление мышечной системы языка, улучшение подвижность артикуляционных органов, что способствует выработки хорошей дикции.
Гармоничному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике. Основу этих упражнений составляет соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. При систематическом использовании упражнений по биоэнергопластике на логопедических занятиях наблюдаются положительные изменения психологической структуры личности ребенка: улучшение памяти, внимания, мышления, речи, укрепление нервной системы, улучшаются моторные возможности ребенка, что положительно сказывалось на нормализации темпа речи и способствует коррекции звукопроизношения.
Большинству заикающихся детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, нестабильность эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, моторная неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, нарушение темпо-ритмической организации речи. Преодолеть ребенку эти проблемы помогают речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, нормализовать ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность в разных речевых ситуациях. Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз и связаны они с темой занятия. Так, при изучении темы «Зима», детям можно предложить превратиться в снежинки. От сильной вьюги они кружатся и «падают» на землю. Каждой «снежинке» предлагается описать свои чувства, когда, упав на землю, она начинает таять. Аналогично по теме «Грибы» дети становились тем или иным грибом и описывают свои эмоции, возникающие при встрече с человеком или природным явлением- дождем. Благодаря этим упражнениям развивается эмоциональнопсихическая сфера, ребенок учится проявлять и описывать разные чувства. В результате тренируется плавность речи в эмоционально значимой для ребенка ситуации.
Здоровьесберегающие технологии дают положительную динамику в формировании навыка плавной речи. Дети перестают использовать моторные уловки, эмболофразию (искажение синтаксической конструкции фразы путем вставки добавочных звуков, слогов и слов, чаще всего - а, и, да, ну, это, вот, значит; обычно наблюдается при таких сложных нарушениях речи, как заикание, стабилизируется эмоционально-волевая сфера.
Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Таким образом, включение в коррекционный процесс здоровьесберегающих технологий способствует эффективному преодолению физиологической и психологической симптоматики заикания, что положительно влияет на становление личности ребенка в целом.