Ольга Забурнягина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
]Использование здоровьесберегающих технологий в
работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка
В России сложилось единое образовательное пространство, интеграция стала ведущим направлением в воспитании и обучении детей и детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ и инвалидностью должны быть вовлечены в социум и имеют право на равные образовательные возможности и безбарьерную среду существования.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни было и остается одним из основных направлений в доме ребенка.
Перед педагогами Дома ребенка стоят следующие задачи:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- создать условия для своевременного и полноценного психического развития детей;
- формировать у детей элементарные знания, умения и навыки здорового образа жизни;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период раннего и дошкольного детства.
Здоровый ребенок, если его правильно воспитывают, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Для этого необходимо создать у ребенка,как говорил А. С. Макаренко, «привычку к определенному часу», т. е. правильно организовать режим дня. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна.
Главное назначение здоровьесберегающих технологий – объединить педагогов, психолога, медицинских работников и, самое главное, - самих детей на сохранение и укрепление здоровья.
В качестве средств, позволяющих, решить поставленные задачи применяются:
Специально организованные мероприятия для обучения детей элементарным приемам здорового образа жизни :
- оздоровительная гимнастика;
- специально организованные занятия физкультурой;
- массовые оздоровительные мероприятия;
- разные виды массажа;
- элементы упражнений йоги;
- привитие детям гигиенических навыков;
- упражнения для глаз;
- выход на природу;
- экскурсии;
- ходьба на лыжах для детей с 2 до 4 лет.
Динамические паузы. Проводятся во время занятий в течение2-5 минут. По мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятий.
Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: они способствуют развитию основных движений, снятию умственного напряжения, воспитанию моральных качеств. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, местом и временем её проведения. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолеты»,в которой дети выполняю три действия – «заводят мотор», «летят», «приземляются». К концу года игры более сложные. Например «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль «курочки» и «кошки» уже могут брать на себя дети. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. «Солнышко и дождик».
Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в течении 5 минут. В ее комплекс входят упражнения в кровати на пробуждение, на коррекцию плоскостопия, на воспитание правильной осанки. Для профилактических целей был изготовлен коврик-дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связки стопы, защищая организм в целом. В летнее время в жаркую погоду дети гуляют на участке босиком.
Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в течении 15-20 минут. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия организуются в игровой форме, немного фантазии – и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений.
Реализуем здоровьесберегающие технологии в тесном взаимодействии с другими специалистами:
Технологии музыкального воздействия (совместно с музыкальным руководителем) – в различных формах физкультурно-оздоравительной работы. Музыкальный руководитель помогает подобрать репертуар музыки для подвижных игр, релаксирующей музыки для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Цветотерапия (во взаимодействии с педагогом-психологом). Например, при проведении интегрированного занятия 9физическое развитие + художественно- эстетическое развитие, во второй половине после физических упражнений используются элементы цветотерапии – беру краску с двумя успокаивающими цветами (голубой и зеленый,предлагаю детям нанести краску на ладошку и отпечатать ее на листе бумаги. Это способствует развитию моторики рук; закаливанию (взаимодействие с водой); а также способствует расслаблению после активных физических упражнений. Или по окончании утренней гимнастики предлагается детям упражнение-релаксацию: лечь на постеленный зеленый ковер, закрыть глаза, представить себя на зеленой летней лужайке.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами позволило достичь повышения качества работы, которое выразилось в следующих результатах:
- значительно снизился уровень заболеваемости.
- увеличилось количество детей, имеющих соответствующий возрасту уровень физического развития.
-увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни.
-у детей появился устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Таким образом, каждая из рассмотренных видов деятельности имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.