Ольга Ничпальская
Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Ничпальская О. Ю.
Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией
В статье представлен опыт по работы по развитию речи дошкольников с речевой патологии с помощью речедвигательных упражнений.
Публикация «Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Речедвигательная ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. «Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга» [4,с. 17]. При активной речи существует возможность жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, происходит целенаправленное и сильное воздействие на ребенка.
Музыкальное сопровождение с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, чтением стихотворных и прозаических текстов оптимизируют протекание речевого высказывания.
В нашем ДОУ наряду с традиционными применяются и нетрадиционные средства обучения, одно из них речедвигательная ритмика.
Речедвигательная ритмика (логоритмика, логопедическая ритмика) – это «система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, музыки и речи, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической, лексико-грамматической и синтаксической стороны речи» [31,с. 3].
Элементами речедвигательной ритмики выступают [8] :
- ритмическая разминка, целью которой является выполнение ритмических движений под музыку, уточнение и развитие координированных движений рук и ног. Ритмические разминки используются также для организации детей, создания «настроя» на определенные виды деятельности;
- упражнение для развития чувства ритма и темпа, целью которых является ритмизация движений от простого до сложного – артикуляционного. Может быть использована ходьба, отхлопывания и отстукивания под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданный ритм;
- ритмизации речевых движений, включающая ритмизацию устных высказываний. Для этого используются двигательные упражнения под музыку с одновременными проговариваниями вслух постепенно усложняющегося речевого материала;
- пение;
- игры (музыкальные, ритмические, речевые игры с движениями) проводятся, как правило, в конце занятия. Их цель заключается в закреплении навыков, полученных на занятиях.
Педагогами ДОУ были разработаны методические рекомендации по использованию речедвигательной ритмики, она создает положительный эмоциональный настрой к речи у детей к выполнению логопедических упражнений и пр.
Специальные упражнения (элементы речедвигательной ритмики) разработаны таким образом, что каждому звуку и слову речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания речи, так и для ее активизации. «Подражая речи учителя-логопеда, повторяя и неоднократно произнося слова, дети активно включают в работу органы артикуляции, а элементы речедвигательных упражнений, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука, необходимы для укрепления межанализаторных связей», – пишет А. Я. Мухина [31,с. 19]. Движения, которыми дошкольники сопровождают произнесение речевого материала, делают звуки и слова «осязаемыми», «видимыми» для них, что способствует наиболее полноценному усвоению материала.
При проговаривании элементарных предложений выполняются совсем небольшие движения. Таким образом, не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.
Основными приемами работы с детьми являются:
краткое описание и объяснение новых движений;
пояснение, сопровождающее показ движения;
указание, необходимое при воспроизведении движения;
беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
вопросы для проверки осознания действий;
команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т. п.);
образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения [8,с. 11].
Речедвигательная ритмика с детьми проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.
Актуальность методических рекомендаций в следующем:
- повышение мотивации у детей к обучению,
- повышение познавательной и речевой активности,
-развитие интереса к логопедическим занятиям с элементами речедвигательной ритмики;
- активизация словаря по лексическим темам во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения;
- привлечение внимания к различению форм слова, грамматическому оформлению фразы;
- появление связной речи, развитию элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.
Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают психотерапевтический эффект.
Список используемой литературы
1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст] / О. С. Боромыкова. - Санкт-Петербург : Речь, 1999. - 210 с.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
3. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика [Текст] / А. Я, Мухина. - Москва: Астрель, 2009. – 128 с.
4. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - Москва : Римис, 2008. - 488 с.
© Ничпальская О. Ю. ,2019