Наталья Стреблянская
Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада.
1. Задачи логопедической работы
Одним из первых и существенно важных вопросов, который встает перед логопедом обычно является вопрос о том, когда, с какого возраста можно и следует начинать работу с моторными алаликами.
Мнение Н. Н. Трауготт представляется правильным и мотивированным ответом на этот вопрос: Чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи; думается что это объясняется прежде всего тем, что чем моложе ребенок, тем меньше он замечает свой дефект и тем меньше стесняется речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь в которой он нуждается должна быть элементарнее по строениею и беднее по словарю, нежели речь школьника, следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Возможно, что имеет значение и то обстоятельство, что дошкольный возраст вообще является периодом, особенно благоприятным для развития речи.
Публикация «Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада» размещена в разделах
Логопедическая работа с детьми строится в зависимости от уровня недоразвития речи.
1. На первом уровне перед логопедом стоит задача:
1) вызвать у ребенка желание говорить и делать это параллельно с обогащение его активного словаря.
2) развитие оптических, простых слуховых представлений понимания речи;
3) формирование предикативности;
2. На втором уровне продолжается развитие простейших представлений, формируется значение слова, идет развитие и обогащение словаря, закрепление, уточнение и правильное употребление; начинается работа по освоению слоговой структуры слова, над правильным произношением звуков в усвоенных словах.
3. На третьем уровне – основная задача – работа по формированию связной речи, преодолению аграмматизмов. Продолжается работа по правильному произношению.
2. Методы работы с детьми
В. К. Орфинская дает методическую рекомендацию – всю работу строить таким образом, чтобы она охватила не только речевые, но и неречевые процессы. Речевые процессы зависят от речедвигательных и общедвигательных.
В целом работу над речью можно представить по следующему плану:
1. Установление речевого контакта с ребенком.
2. Работа по воспитанию экспрессивной речи.
А)накопление активного словаря;
Б) усвоение звукового состава слова
В) правильно употребление звуков изолированно и в словах;
Г) работа над фразой;
Д) Развитие фразовой речи;
Е) Устранение аграмматизмов;
3. Устранение имеющихся дефектов в понимании речи.
4. Подготовительные упражнения к овладению грамотой.
Работу проводить одновременно.
На первом этапе работу над речью можно представить таким планом:
1. Побуждение к действию (инициатива логопеда).
2. Побудительная инструкция (глагольное слово + предмет перед глазами – форма НА).
3. Предмет + действие ребенка.
4. Советы «возьми», «скажи чтобы он взял».
5. К глаголу в повелительном наклонении добавляем существительные 1 склонения в винительном падеже «неси куклу».
6. Конструкция личного предложения с окончанием у (без подлежащего – иду);
А) сначала эту форму выучивают – берет за руку, иду, несу;
Б) Предлагаем предмет и спрашиваем;
В) Разговор типа – держи куклу. Что ты делаешь? – держу.
7. Выработка противопоставлений: у – несу, и – неси, (несу – я, неси – ты, уже не я).
8. Конструкции 3 лица (в окончании согласный Т) несет, идет.
9. Двухсложные предложения ( дает наводящие вопросы: что это? Что делает? Скажи вместе).
10. Трехсложные высказывание (логические вопросы о действиях) – показать интонацией.
Создавая перед ребенком ту или иную игровую ситуацию, логопед сопровождает ее отдельными восклицаниями, простыми словами и таким образом вовлекает ребенка в подражанию, как действию, так и элементарному слову, включенному в это действие (мячик падает – бух). Подводя ребенка к шкафу с игрушками, удивленно спросить: «Посмотри, кто тут появился? – Кошка». Рассматривая ее несколько раз имитировать, как кошка мяукает?». Необходимо получить звуковую реакцию.
Одно из важнейших условий логопедической работы с детьми на этом уровне развития речи – создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные звуковые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звуковые сочетания.
Работа строится на основе диалога. Логопед либо побуждает к действию либо спрашивает, либо сообщает что-то. Побудительная инструкция дается короткая. Признаком предложения будет: а) интонация; б) глагольное слово в повелительном наклонении (иди, неси). Дальше глагольное слово + предмет: возьми куклу, неси куклу. Это первая форма обращения. Вторая форма обращения : Скажи Васе: «возьми куклу». Ребенок должен повторить. Можно использовать форму совета : «Скажи Васе чтобы он взял куклу». В ходе повторений у ребенка выучиваются слова а потом самому ребенку легче найти нужную форму.
Отработав первые формы грамматических конструкций, однословные побудительные предложения мы от них легко переходили к двухсловным (к глагольному слову прибавляли объект). Только после обработки этой конструкции переходим к однословной конструкции личного предложения, где используемое 1 лицо ед. ч. (иду, несу, сижу).
Форма на У помогает детям освоить конструкцию т. к. детям свойственно говорить о себе в форме 1 л. – оно появляется у них рано.
И только теперь обработаем конструкцию 3 л. (сидит, идет). Берем существительное + глагол 3 л. Мишка сидит. Эта методика дает хороший результат.
Если ребенок не сохраняет интонационно-ритмическую структуру слова тогда расширение словаря идет по следующему принципу:
А) если ребенок сохраняет начало слова, то в обработку берутся слова с одинаковыми окончаниями, слово с конечным слогом КА баб-ка, дед-ка, кош-ка и т. д. с конечным слогом ма, на, ба, па:ма-ма, ра-на, ра-ма, шу-ба.
Если ребенок сохраняет конец слова, то в обработку берутся слова, с одинаковым началом слова: па-па, ма-ма, пол, Па-ша, Ма-ша, по-суда.