МААМ-картинки

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада

Наталья Стреблянская
Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада.

1. Задачи логопедической работы

Одним из первых и существенно важных вопросов, который встает перед логопедом обычно является вопрос о том, когда, с какого возраста можно и следует начинать работу с моторными алаликами.

Мнение Н. Н. Трауготт представляется правильным и мотивированным ответом на этот вопрос: Чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи; думается что это объясняется прежде всего тем, что чем моложе ребенок, тем меньше он замечает свой дефект и тем меньше стесняется речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь в которой он нуждается должна быть элементарнее по строениею и беднее по словарю, нежели речь школьника, следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Возможно, что имеет значение и то обстоятельство, что дошкольный возраст вообще является периодом, особенно благоприятным для развития речи.

Публикация «Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада» размещена в разделах

Логопедическая работа с детьми строится в зависимости от уровня недоразвития речи.

1. На первом уровне перед логопедом стоит задача:

1) вызвать у ребенка желание говорить и делать это параллельно с обогащение его активного словаря.

2) развитие оптических, простых слуховых представлений понимания речи;

3) формирование предикативности;

2. На втором уровне продолжается развитие простейших представлений, формируется значение слова, идет развитие и обогащение словаря, закрепление, уточнение и правильное употребление; начинается работа по освоению слоговой структуры слова, над правильным произношением звуков в усвоенных словах.

3. На третьем уровне – основная задача – работа по формированию связной речи, преодолению аграмматизмов. Продолжается работа по правильному произношению.

2. Методы работы с детьми

В. К. Орфинская дает методическую рекомендацию – всю работу строить таким образом, чтобы она охватила не только речевые, но и неречевые процессы. Речевые процессы зависят от речедвигательных и общедвигательных.

В целом работу над речью можно представить по следующему плану:

1. Установление речевого контакта с ребенком.

2. Работа по воспитанию экспрессивной речи.

А)накопление активного словаря;

Б) усвоение звукового состава слова

В) правильно употребление звуков изолированно и в словах;

Г) работа над фразой;

Д) Развитие фразовой речи;

Е) Устранение аграмматизмов;

3. Устранение имеющихся дефектов в понимании речи.

4. Подготовительные упражнения к овладению грамотой.

Работу проводить одновременно.

На первом этапе работу над речью можно представить таким планом:

1. Побуждение к действию (инициатива логопеда).

2. Побудительная инструкция (глагольное слово + предмет перед глазами – форма НА).

3. Предмет + действие ребенка.

4. Советы «возьми», «скажи чтобы он взял».

5. К глаголу в повелительном наклонении добавляем существительные 1 склонения в винительном падеже «неси куклу».

6. Конструкция личного предложения с окончанием у (без подлежащего – иду);

А) сначала эту форму выучивают – берет за руку, иду, несу;

Б) Предлагаем предмет и спрашиваем;

В) Разговор типа – держи куклу. Что ты делаешь? – держу.

7. Выработка противопоставлений: у – несу, и – неси, (несу – я, неси – ты, уже не я).

8. Конструкции 3 лица (в окончании согласный Т) несет, идет.

9. Двухсложные предложения ( дает наводящие вопросы: что это? Что делает? Скажи вместе).

10. Трехсложные высказывание (логические вопросы о действиях) – показать интонацией.

Создавая перед ребенком ту или иную игровую ситуацию, логопед сопровождает ее отдельными восклицаниями, простыми словами и таким образом вовлекает ребенка в подражанию, как действию, так и элементарному слову, включенному в это действие (мячик падает – бух). Подводя ребенка к шкафу с игрушками, удивленно спросить: «Посмотри, кто тут появился? – Кошка». Рассматривая ее несколько раз имитировать, как кошка мяукает?». Необходимо получить звуковую реакцию.

Одно из важнейших условий логопедической работы с детьми на этом уровне развития речи – создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные звуковые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звуковые сочетания.

Работа строится на основе диалога. Логопед либо побуждает к действию либо спрашивает, либо сообщает что-то. Побудительная инструкция дается короткая. Признаком предложения будет: а) интонация; б) глагольное слово в повелительном наклонении (иди, неси). Дальше глагольное слово + предмет: возьми куклу, неси куклу. Это первая форма обращения. Вторая форма обращения : Скажи Васе: «возьми куклу». Ребенок должен повторить. Можно использовать форму совета : «Скажи Васе чтобы он взял куклу». В ходе повторений у ребенка выучиваются слова а потом самому ребенку легче найти нужную форму.

Отработав первые формы грамматических конструкций, однословные побудительные предложения мы от них легко переходили к двухсловным (к глагольному слову прибавляли объект). Только после обработки этой конструкции переходим к однословной конструкции личного предложения, где используемое 1 лицо ед. ч. (иду, несу, сижу).

Форма на У помогает детям освоить конструкцию т. к. детям свойственно говорить о себе в форме 1 л. – оно появляется у них рано.

И только теперь обработаем конструкцию 3 л. (сидит, идет). Берем существительное + глагол 3 л. Мишка сидит. Эта методика дает хороший результат.

Если ребенок не сохраняет интонационно-ритмическую структуру слова тогда расширение словаря идет по следующему принципу:

А) если ребенок сохраняет начало слова, то в обработку берутся слова с одинаковыми окончаниями, слово с конечным слогом КА баб-ка, дед-ка, кош-ка и т. д. с конечным слогом ма, на, ба, па:ма-ма, ра-на, ра-ма, шу-ба.

Если ребенок сохраняет конец слова, то в обработку берутся слова, с одинаковым началом слова: па-па, ма-ма, пол, Па-ша, Ма-ша, по-суда.

Публикации по теме:

Программа «Театральная деятельность как средство коррекции речи детей в условиях детского сада» Авторская программа «Театральная деятельность как средство коррекции речи детей в условиях детского сада» Пояснительная записка. Вся система.

Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с моторной алалией по теме «Фрукты». I этап логопедической работы МАСТЕР-КЛАСС Цель: «Фрукты» Задачи: Коррекционно-образовательная: -развитие жестовой и речевой активности; -обогащение слова ребенка понятием.

Конспект занятия с дошкольником с моторной алалией по теме «Игрушки» тема: " Игрушки" Цель: формировать позитивный настрой на занятия с взрослым, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. ,.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Родительское собрание «Развитие речи детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во второй младшей группе: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Марченко Ольга МКДОУ № 196 «Подснежник».

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада
Опубликовано: 19 марта 2019 в 22:15
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стреблянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД