Шарапова Сания Уразмухамедовна
Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»
Тема самообразования «Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников»
2018-2019 учебный год
Воспитателя первой квалификационной категории Шараповой С. У.
г. Мегион,2018г.
Публикация «Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
Тема самообразования «Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников».
Цель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в развитии познавательной активности детей, через использование интерактивных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и практический опыт по данной теме.
2. Обеспечить развитие познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрить в игровую деятельность детей старших дошкольников.
3. Привлекать родителей к образовательному процессу воспитанников.
Предполагаемый результат:
• совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
• разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
• повышение уровня познавательной деятельности воспитанников;
• разработка и проведение открытых образовательных и методических мероприятий по исследуемой теме.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); Интернет – ресурсы: медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории; мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Методы процесса самообразования:
1. Планирование и проектирование образовательного пространства в группе дошкольников.
2. Практическое применение в педагогическом процессе современных форм и методов познавательного развития дошкольников.
3. Участие в Интернет – форумах, конкурсах по заявленной проблеме.
4. Сбор информационно-практического материала по проблеме.
5. Создание картотек, медиа-подборок.
Формы самообразования:
• индивидуальная (индивидуальный план,
• групповая – участие в городских, региональных, всероссийских и международных педагогических сообществах (мастер-классы, творческие группы, семинары, вебинары, конференции и др.)
Направления самообразования.
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
Отметка о выполнении
Профессиональное
Психолого-педагогические
Методические
Информационно- коммуникативные технологии
Разработка мероприятий образовательной деятельности
1. Подбор современных технологий по познавательному развитию дошкольников.
2. Изучение новых педагогических технологий.
Совершенствовать профессиональные компетенции.
1. Совершенствовать знания современного содержания образования дошкольников.
2. Расширять теоретический опыт работы посредством изучения новых технологий, форм и методов образования дошкольников.
3. Принимать активное участие в методической работе ДОУ.
4. Транслировать опыт работы с дошкольниками в СМИ, конференциях всех уровней.
5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
6. Создать собственную базу педагогических технологий по познавательному развитию дошкольников.
7. Проводить открытые уроки, семинары и мастер-классы.
8. Представление итогов самообразования на педагогическом совете.
1. Изучать инновационные технологии по познавательному развитию дошкольников и внедрять их в образовательный процесс.
2. Транслировать опыт работы и итогов самообразования в интернет-сети и в рамках конкурсных работ.
Разработка НОД, сценариев досуговых и игровых мероприятий, картотек с игровыми технологиями.
сентябрь -
октябрь
отчетный период (2018-2019 уч. г.)
отчетный период
отчетный период
отчетный период
согласно плану ДОУ
отчетный период
регулярно
январь – март
(2019г.)
отчетный период
май – 2019г.
регулярно
регулярно
на протяжении отчетного периода +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.
1. Организационно-ознакомительный этап – сентябрь - ноябрь.
Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы, разработка картотеки дидактических игр, игровых материалов;
Практический выход : план работы по теме самообразования, составление картотеки игровых материалов.
2. Основной этап - декабрь-март.
- Участие в вебинарах по теме.
- Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно-дидактических пособий, художественной литературы для детей по активизации познавательной деятельности;
- Проведение анкетирования педагогов и родителей «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивного оборудования».
- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Использование интерактивных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
- Провести консультацию для родителей «Как правильно подобрать ребенку компьютерную игру?», оформить папку-передвижку «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника», «Дошкольник и компьютер : друзья или враги?».
Практический выход : показ презентации на педагогическом часе «Как мы используем интерактивное оборудование»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей;
3. Заключительный этап - апрель - май.
Подведение итогов работы по решению поставленных задач, выводы, самоанализ.
Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год
Практический выход : творческий отчет (презентация, план-конспект круглого стола (семинар-практикум) с педагогами.
Выводы.
Работа с детьми.
Сентябрь.
Показ презентации: «В гости к осени», «Загадки с грядки», «Время суток», «Коробка с карандашами» (клип-презентация).
Октябрь.
«Геометрические фигуры», «Грибная поляна», «Детская одежда», «Москва» (видеоклип, развивающие компьютерные игры.
Ноябрь.
«Мама для мамонтёнка» (видеоклип, «Бианки», «Витамины», «Как животных цвет защищает», «Моя семья», «Моя любимая мама». Показ презентации «Рисунки для мам».
Декабрь.
«В гости к зиме», «Ёлка», «Как встречают Новый год», «Зима», «Какая бывает зима», «Киплинг - Слоненок», «Наш округ - Югра» (презентация, развивающие компьютерные игры.
Февраль.
«Защитники Отечества», «Машины», мультфильм «Степочкин», «В лесу», «Дядя Стёпа», «Как книги к нам приходят».
Март.
«В гости к весне», «Весна», «Выражения лиц». «Мои подарки маме». «Самые, самые…Птицы часть1». «Самые, самые…Птицы часть2». Выставка детских работ «Мамин портрет», показ через проектор. Видеоклип «Мама - моё солнышко!».
Апрель.
«Космос», «Любимые герои из мультфильмов», «Какого фрагмента не хватает?», «Какие бывают часы?»,
Май «9 мая», «День победы» (видеоклип, «Лето».
Работа с родителями.
1. Папка-передвижка «Дошкольник и компьютер : друзья или враги?».
2. Консультация «Как правильно подобрать ребенку компьютерную игру?»
3. Папка-передвижка «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»
Литература.
1. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности. – М., 2012. – 128 с.
2. Коул М. Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения. – М., 2009.
3. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, 4-е изд., стер., ВУЗ. – М., 2008. – 256 с.
4. Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. Вып. 2. – М., 1970. - С. 3-12.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2011. – 130 с. Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности. – М., 2004. Интернет-источники.
6. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1994. – 127 с.
7. Интернет в профессиональной деятельности : науч. -метод. сб. / под ред. Д. Т. Рудаковой. – М. : ИОСО РАО, 2003. – 160 с.
8. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / под ред. И. М. Маркова. – М. : Наука, 1999. – 191 с.
9. Удалов С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : моногр. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. – 211 с.