Екатерина Елаева
Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в обществе принадлежит дошкольному образованию. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой адаптации малышей к коллективу детского сада.
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться попросту «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Публикация «Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает со слезами. Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу. А ведь ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка. Чем скорее ребенок адаптируется к условиям детского сада, тем быстрее начнет всесторонне развиваться. Для того что бы решить данную проблему я в своей работе с детьми 2-3 лет активно использую элементы театрализованной деятельности. Потому как в раннем возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а главное к игровой деятельности. А, игра в свою очередь является главным элементом театрализованной деятельности, потому как театр – это благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем.
Цель моей работы: создание благоприятных условий для адаптации детей в детском саду посредствам театрализованной деятельности.
Поставленная цель активно реализовывалась через следующие задачи.
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре
2. Продолжать расширять представления детей о сказках.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
4. Развивать воображения, навыки импровизации
5. Учить выражать свои эмоции нетрадиционными способами
5. Развивать речь детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
6. Прививать любовь к своим близким, учить быть добрее к окружающим их людям.
Ожидаемые результаты:
— благоприятная адаптация детей к ДОУ;
— создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;
— формирование умений передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами;
— оснащение театрального уголка.
Не секрет, что малыши лучше идут на контакт со взрослыми, воспринимают обращенную к ним речь если она подкреплена наглядными предметами (игрушками, куклами, картинками). Так незаметно для себя, дети включаются в театрализованною игру.
Вот, например такое чудесное «гелевое» солнышко встречало детей на протяжении некоторого времени, что в свою очередь благоприятно сказалось на адаптации детей в детском саду. Оно находилось в группе в течении всего дня, что очень радовало детей, когда оно приветствовало их, хвалило детей, желало им приятного аппетита, спокойного сна, встречало их после пробуждения, а по уходу домой прощалось с ними. Дети в свою очередь также отвечали ему, кто еще не умел разговаривать отвечали жестами, мимикой. Когда я видела, что интерес к данному персонажу угасал, вводился новый персонаж и все продолжалось по той же схеме. Персонажей старалась брать современных, актуальных для детей например таких как свинка «Пеппа», ….
Также в своей педагогической деятельности активно использую вот такое пособие «смайлики» с выражением эмоций человека. Их не много, так как учитывала маленький возраст детей. Это радость, грусть, удивление, безразличие. Использую его практически во всех видах деятельности.
Вот, например, при показе настольного театра «Теремок», предлагаю детям выразить свое мнение о том или ином герои при помощи «смайликов». Спрашиваю, :дети скажите а медведь хороший или плохой. И они должны показать мне определенный смайлик. Если хороший то смайлик – радость, если плохой то смайлик – грусть. И так можно оценивать любого героя сказки, их поступков и даже себя. Например, спрашиваю у ребенка. Какое у тебя сегодня настроение? И даже если видно, что ребенок грустный, он все равно покажет смайлик «радость», и улыбнется, потому, как понимает, что радость это хорошо. Красочность и новизна пособия привлекает внимания детей, что облегчает адаптацию ребенка в детском саду.
Еще одним достоинством данного пособия является то, что даже пока не говорящий ребенок, может выразить свое отношение к герою, сказки, к их поступкам. Но развитие речевой деятельности посредством театрализованных элементов при работе со смайликами также остается одной из главных задач. Поэтому все эмоции показанные детьми проговариваются воспитателем, а также педагог должен побуждать детей проговаривать их самим.
Адаптация детей в нашей группе проходит не только с помощью героев русских народных сказок, и современных героев мультфильмов но и современных героев мордовских сказок таких как «Куйгораж». Это маленький совенок изготовлен и расписан своими руками мастерами. По мордовским приданиям «Куйгораж» у мордвы это, как у русских домовой. Показ кукольного спектакля с участием данного необычного героя и кукол в мордовских костюмах, вызывает большой интерес у детей, потому как в таких героев в домашних условиях они не видят, они с интересов разглядывают его в своих ручках. Он у них вызывает чувство восхищения, умиления.
Для того, что бы работа по данной теме была комплексной и при работе над проблемой успешной адаптации детей в детском саду, были задействованы все стороны театрализованной деятельности, мной на протяжении года реализовывался проект по реализации элементов театрализованной деятельности в первой младшей группе. При работе над котором были использованы такие формы работы, как чтение худ. литературы, показ кукольных и настольных театров, отгадывание загадок о героях сказок, прослушивание звукозаписей сказок, посещение кукольных представлений в ДОУ, игры – драматизации, подвижные игры с распределением ролей и. т. д.
Ну и конечно нужно помнить, что залог успешной адаптации детей в детском саду - это тесная взаимосвязь воспитателя и родителей и детей. Обеспечить понимание данной проблемы родителями, одна из главных задач педагога. В своей работе по данному направлению мною используются беседы с каждым из родителей, консультации по таким темам как…. ,папки-передвижки, памятки. Организовывалась выставка работ «Мой любимый сказочный герой». Родители детей только, что пришедших в детский сад, очень активно идут на контакт с воспитателями и сами предлагают свою помощь в организации, изготовлении необходимого оборудования. А правильный настрой родителей в период адаптации, облегчает психо - эмоциональное состояние детей, улучшает защитные силы организма ребенка.
Использование элементов театрализованной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, положительно отразилось на эмоциональном состоянии детей. Уже через несколько недель комплексной работы появились первые результаты. Многие дети приходя в детский сад перестали плакать, стали лучше иди на контакт как со взрослыми так и со сверстниками у них улучшился аппетит, дневной сон. Дети активно участвовали в различных игровых ситуациях, принимали участие в жизни группы.